За год грузинский лари обесценился по отношению к доллару на 15%. При этом только с начала мая – на 4%. Правительственные чиновники связывают падение лари с ситуацией в Турции и других соседних стран. Между тем специалисты предупреждают о новом витке инфляции.
Всю последнюю неделю грузинский лари продолжал свободное падение. По данным международной электронной биржи Bloomberg, на сегодня взаиморасчеты осуществляются по курсу 2 лари 79 тетри за один доллар. Таким образом, пал антирекорд, зафиксированный 22 ноября 2016 года.
Президент Нацбанка Коба Гвенетадзе не видит в этом особых проблем, связывая ситуацию на валютном рынке с действующим в стране плавающим обменным курсом, пообещав не допускать роста потребительских цен:
«Что касается кратковременных колебаний курса, то это характерно для сравнительно малых стран с открытой экономикой. У Национального банка есть соответствующие рычаги, и он не допустит роста цен. Делать вывод, что это (падение лари) вызовет рост инфляции, неправильно. Большее влияние на инфляцию оказывает общий спрос, управлять которым, в отличие от плавающего обменного курса, может Нацбанк. В сегодняшней ситуации основными факторами ослабления лари являются ажиотажный спрос на доллар, а также сложные процессы в региональной экономике».
Your browser doesn’t support HTML5
Схожей точки зрения придерживается глава Минэкономики Натия Турнава. Особых причин для беспокойства нет, заверяла она сегодня журналистов:
«Макроэкономические показатели стабильны, инфляция находится на приемлемом уровне. Поэтому нельзя думать, что мы столкнулись со сколь-либо значительной тенденцией. Наша экономическая политика настолько сбалансирована, что можно не принимать во внимание внешний шок. Налицо кратковременное колебание курса, которое не стоит принимать во внимание, учитывая ситуацию на валютных рынках соседних стран».
Между тем, по данным того же Bloomberg, за последний месяц курс турецкой лиры к доллару не претерпевал значительных колебаний, аналогичная ситуация с азербайджанским манатом и российским рублем.
По словам экономиста, профессора университета «Кавкасия» Акакия Цомая, очередной обвал лари связан с несколько другими факторами:
«Последнее время мы наблюдаем рекордное снижение притока инвестиций, что напрямую оказывает влияние на ситуацию на валютном рынке. Это означает, что в страну поступило мало валюты, что повышает спрос. Ну и, во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов прошедшие промежуточные выборы, которые, как правило, сопровождаются выбросом на валютный рынок большой массы лари, что оказывает дополнительное давление на обменный курс».
Профессор Тбилисского госуниверситета Иосиф Арчвадзе считает, что удешевление лари однозначно приведет к росту инфляции, которая в апреле и так на 1% превысила коридор, установленный Нацбанком, – 4,1%:
«Грузия остается страной, в большой мере зависящей от импорта продовольствия – страна ввозит продукции на 500 миллионов долларов больше, чем вывозит. Поэтому рост доллара в отношении лари найдет прямое отражение на стоимости продуктов. Значительное снижение инвестиций из-за рубежа тоже отрицательно сказывается на курсе нашей валюты. Все это, учитывая общемировой рост цен на пшеницу и нефтепродукты, которые почти полностью покрываются Грузией за счет импорта, не внушает особого оптимизма».
В целом, по мнению экспертов, единственной надеждой для властей остается успешный туристический сезон, который остается значительной статьей притока валюты в страну.