Президент Грузии Саломе Зурабишвили оказалась в центре скандала вокруг спорных территорий, на которых расположен монастырский комплекс Давид-Гареджи. Неоднозначные высказывания главы государства, сделанные как в ходе недавнего визита в Азербайджан, так и непосредственно на территории монастыря, поставили правящую партию в неудобное положение, а оппозиции дали возможность объявить о вероятном нарушении Конституции со стороны ее гаранта.
Желание президента Грузии «дать стране ее постоянные границы» оборачивается для главы государства по меньшей мере политическими обвинениями в антигосударственной деятельности. Высказывания Саломе Зурабишвили как в ходе встреч на высшем уровне во время визита в Азербайджан, так и совсем недавние, по итогам акций на границе, вызвали в Грузии серьезный ажиотаж. Президент считает, что именно ее заявления относительно принадлежности комплекса и вопроса делимитации границы с Азербайджаном сдвинули процесс с мертвой точки, и он обязательно решится в пользу Грузии:
«Я считаю, что это одна из наших главных обязанностей – дать этой стране ее постоянные границы, без чего у нас не будет до конца установленной территории и не будет до конца утверждена независимость. Так что, как и для вас, и для меня этот вопрос является одним из важнейших. Я подняла недавно с нашими партнерами этот вопрос, возможно, это дало какие-то результаты. Но главное то, что одна комиссия уже начала работу, а вторая начнет в ближайшем будущем. И надо, чтобы быстро, но с учетом наших интересов, мы достигли того результата, которым станет утверждение постоянных границ Грузии».
Your browser doesn’t support HTML5
Впрочем, столь активная дипломатия главы государства может обернуться для страны большими проблемами, считают в оппозиции. Разговор в подобном, близком к ультимативному, тоне со стратегическим партнером явно не идет на пользу добрососедским отношениям с Азербайджаном. При этом противники власти требуют ответа: являются ли заявления президента позицией государства или ее личной точкой зрения? Причем в обоих случаях «Грузинская мечта» оказывается в невыгодном положении – либо Зурабишвили игнорирует внешнюю политику правительства, либо нарушает Конституцию, отмечает одна из лидеров «Национального движения» Саломе Самадашвили:
«В Конституции Грузии четко сказано, что президент исполняет представительские функции, в том числе на международной арене, с согласия правительства Грузии и в соответствии полученному от него мандату. В тот момент, когда между странами ведутся переговоры, если президент фиксирует по поводу этих переговоров свою личную позицию, то это обязательно должно быть согласовано с Министерством иностранных дел и премьер-министром. Поэтому я считаю, что основание для того, чтобы началось изучение вопроса, насколько соответствовало Конституции ее подключение к этому процессу, действительно существует».
Но в правящей партии изучать вопрос не хотят. Глава фракции «Грузинской мечты» в парламенте Мамука Мдинарадзе считает, что ажиотаж, поднятый вокруг заявлений Саломе Зурабишвили, не имеет под собой никаких оснований, кроме политических:
«Подобная детализация, подобный популизм, политические заявления, которые не садятся ни в какие рамки, а также поиск антигосударственных мотивов, очень сильно вредит нашему государству. Это очень сильно вредит отношениям с нашим стратегическим партнером – Азербайджаном. И все это требует большой осторожности. Что касается, было или не было согласовано, то те вопросы, которые представлены как простое заявление, не требуют согласования. Те же высказывания, которые представлены как позиция на переговорах, конечно, требуют единой позиции».
Руководству «Мечты» возражают эксперты по конституционному праву. Специалист по вопросам, связанным с положениями основного закона страны, Коте Чокорая, считает, что, либо правительство должно подтвердить соответствие заявлений президента генеральной линии государства либо парламент должен инициировать импичмент:
«В тех заявлениях, которые сделала Саломе Зурабишвили во время визита в Азербайджан, она поставила вопрос делимитации границы. И надо выяснить, было ли это согласовано с грузинским правительством и является ли это частью официальной грузинской политики. Если нет, то получается, что президент Грузии независимо приняла это решение, то есть сделала шаги в сторону от Конституции, или, проще говоря, нарушила Конституцию. Согласно основному закону страны, если президент Грузии нарушит Конституцию, парламент должен инициировать импичмент».
Но импичмент в этой ситуации все же маловероятен, считают наблюдатели. Даже те, кто откровенно недолюбливает «Грузинскую мечту», не готовы поднимать вопрос отставки президента. Как отмечает лидер уже провозглашенной, но пока официально не зарегистрированной партии «За справедливость» Эка Беселия, для начала этот вопрос необходимо хорошо изучить:
«Сейчас нам нужно больше информации – в каком формате, с каким содержанием и в какой форме происходила постановка этого вопроса перед высшим руководством Азербайджана. И знал или нет об этом (грузинский) премьер. Парламент должен все это изучить. И после того, как мы будем знать, что произошло на самом деле, тогда только может быть поставлен вопрос чьей-либо ответственности».
У противников власти ответ на этот вопрос уже есть – виновно либо правительство «Мечты», ставящее свой политикой под угрозу отношения со стратегическим партнером, либо поддерживаемая все той же «Мечтой» госпожа президент. В любом случае, расклад не очень приятный для правящей партии. Оппозиция обещает поднять тему ответственности в ходе намеченной на 31 мая интерпелляции, когда перед парламентариями предстанет премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе.