Закон о декларировании: «вроде как принят, но на самом деле нет!»

Представители инициативной группы: Алхас Джинджолия, Нугзар Аргун, Астамур Какалия и Рисмаг Аджинджал

Представители инициативной группы, продвигающей закон о декларировании имущества, доходов и расходов публичными служащими и депутатами, выразили свое отношение к недавнему решению парламента рассматривать его в четырех чтениях. Они считают, что парламент намеренно тормозит принятие закона, а аргументы его противников не состоятельны.

Антикоррупционный закон «О декларировании доходов, расходов, имуществ и обязательств имущественного характера публичными служащими и депутатами» продвигает в парламенте депутат Астамур Логуа. На последней сессии он настаивал на принятии закона во втором и окончательном чтении, но его предложение не прошло, за него проголосовали только четырнадцать депутатов.

Зато депутат Натали Смыр стала инициатором рассмотрения закона, принятия которого общественность добивается уже не первый год, в четырех чтениях. Аргументируя свое желание отложить принятие закона, она ссылалась на то, что он сырой и у нее «нет понимания финансового обоснования закона». Ее поддержал и депутат Алмас Джапуа, который заявил, что он «за закон, но спешить не стоит».

Your browser doesn’t support HTML5

Закон о декларировании: «вроде как принят, но на самом деле нет!»

Есть еще один депутат – Александр Анкваб, почти на каждом обсуждении заявляет, что закон о декларировании доходов и расходов нельзя принимать до закона о госслужбе, который уже не один созыв пылится в парламенте. Не понятно, что мешает Александру Анквабу инициировать работу над ним? Таким образом, можно бесконечно долго тормозить принятие закона о декларировании доходов и расходов, заявляя одновременно, что он стране нужен.

Камнем преткновения в ходе обсуждения закона каждый раз становился круг декларантов. Представители инициативной группы настаивали на его расширении, а депутаты этот круг расширять не хотят.

О том, что получилось в итоге, и предложении без промедления внести поправку в закон о выборах президента сообщил на пресс-конференции в АРСМИРА представитель инициативной группы Алхас Джинджолия: «В проекте закона, принятом в первом чтении, было так, что декларацию заполняет сам декларант, его супруга, родители, совершеннолетние дети, братья и сестры. К сожалению, это убрали, оставили только супруг/супруга и несовершеннолетние дети. Все мы прекрасно знаем, что к семье по семейному кодексу относятся родители и совершеннолетние дети. По гражданскому кодексу ко второй линии родства относятся братья и сестры. В условиях Абхазии закон не будет работать, если их всех убрать. Скоро выборы, времени осталось совсем чуть-чуть, мы просим депутатов парламента принять поправку в закон о выборах президента о декларировании для кандидатов в президенты, чтобы эта декларация была публичной, чтобы избиратели имели право ознакомиться с декларациями тех людей, которые хотят занять высший должностной пост страны».

Нугзар Аргун поддержал сказанное и добавил: «Этот закон в таком виде, в каком он был принят во втором чтении, никак работать не сможет. Это будет очередной фальстарт, когда закон существует, а эффективность от него стремится к нулю. Хочу напомнить, что в 2015 году был принят закон против коррупции. Каков результат от действия этого закона? Никакого! Были ли отставки? Были ли возбуждены уголовные дела? Были ли еще какие-либо эффекты от этого закона? Абсолютно никаких! Такую же судьбу разделит и этот закон, если он будет принят в таком виде, в каком он сейчас во втором чтении принят. Это абсолютное нежелание принимать закон, мы просто поражены и удивлены. И люди, которые сидят в соцсетях, конечно же, будут давать какие-то оценки и возмущаться. Но почему-то только на эти возмущения идет реакция от чиновников и депутатов. А о том, что со страной происходит и что мы катимся по наклонной плоскости, об этом они почему-то не думают!»

Астамур Какалия считает, что даже в таком урезанном виде закон будет работать, если его принять и обязать чиновников и депутатов декларировать и публиковать свои доходы и расходы: «Мы обратились к президенту республики. Мы высоко ценим его посыл к парламенту, когда он говорит о том, что необходимо признать незаконное обогащение уголовным деянием. Мы надеемся, что президент свои указом до того, как парламент примет решение, хотя бы на исполнительную власть распространит эту норму. Многие люди не понимают, о чем идет речь. Они увидели из коротеньких репортажей, что закон принят. Закон не принят. И чиновники наши не будут декларировать собственность и доходы. Он принят во втором чтении. Это такая казуистика: вроде как принят, но на самом деле нет!»

Какалия так охарактеризовал аргументы, которые приводят депутаты, тормозящие принятие закона: «Аргументы против окончательного принятия закона, на наш взгляд, не обоснованные. Никаких дополнительных финансовых затрат применение этого закона не требует. Зачем выделять дополнительные средства? Для покупки бланков деклараций? Это несостоятельный аргумент. Постоянные отсылки к закону о госслужбе мы считаем отговорками. В законе о декларировании указан термин «должностное лицо», он предельно ясно сформулирован. С этой формулировкой согласны ведущие юристы Абхазии, юристы собственно парламента согласны. Мы возмущены тем, что уже в течение 2,5 лет тянется принятие закона об обязательном публичном декларировании, притом что настоящих аргументов против нет!»

По словам Какалия, в инициативной группе, продвигающей принятие данного закона, есть юристы и экономисты, они с удовольствием примут участие в публичных дебатах с теми, кто возражает против принятия закона.

Рисмаг Аджинджал обратился к гражданам Абхазии с призывом: «Не отдавайте свои голоса ни за одного из кандидатов, пока он четко и ясно не выразит свою позицию в отношении коррупции и отношение к нашей инициативе. Мы готовы любого политика поставить перед собой, лишь бы он это знамя борьбы с коррупцией и продвижения этого закона поднял. К сожалению, из нынешних политиков, особенно из кандидатов в президенты, мы никого не видим, кто даже просто внятно бы выразился в поддержку этих законопроектов. Поэтому я очень прошу всех, кто меня слышит, не давайте им свои голоса!»

По словам представителей инициативной группы, Абхазия остается единственной страной на всем постсоветском пространстве, в которой нет такой нормы, как декларирование доходов и расходов. А коррупция является главным фактором, который не дает стране развиваться.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия