Экс-президент Южной Осетии Эдуард Кокойты второй день находится в республике, встречается с избирателями, агитирует в пользу своих союзников на парламентских выборах – «Народную партию», Компартию и нескольких самовыдвиженцев.
Накануне приезда Эдуарда Кокойты в Цхинвале распространились разного рода слухи о том, что югоосетинские власти якобы намерены чинить ему препятствия или даже не впустить его в республику. «Народная партия» даже выступила со специальным предостережением о том, что неправомерные действия в отношении экс-президента могут привести к серьезным внутриполитическим последствиям. Но, похоже, слухи остались слухами. По сообщениям его сторонников, он беспрепятственно передвигается по республике и проводит встречи с избирателями.
Формат общения тоже определен. Все-таки он не кандидат в депутаты, да и быть доверенным лицом кандидата в депутаты ему не по статусу после двух президентских сроков. Поэтому, судя по распространенной информации, формат общения определили как встречи жителей республики со своим национальным лидером.
Есть разные мнения по поводу этих встреч. Одни говорят о росте популярности Кокойты, другие, наоборот, отмечают, что в 2017 году он собирал куда больше народа. Поэтому без претензий на рейтинговые оценки «Эхо Кавказа» спросило югоосетинских экспертов, кто, по их мнению, сегодня составляет аудиторию Эдуарда Кокойты. По мнению блогера Алана Парастаева, в первую очередь это женщины:
«Не надо быть политологом, надо уметь смотреть фотографии: во время встреч с Кокойты 80-90% тех, кто сидит в первых рядах, – это женщины. Причем разных возрастов, начиная от одиноких старушек, которые приехали на мероприятие из отдаленных деревень, заканчивая передовыми общественно-политическими деятелями, молодыми, полными энергии. Я не знаю, почему так, но это неплохо».
Вторая категория, по мнению Алана Парастаева, – это защитники отечества, но здесь все непросто:
«Большая часть этой аудитории может даже не разделять его политические взгляды. Может, даже они в лицо говорят ему о своем несогласии, но они с ним рядом в благодарность за то, что он их в свое время сделал активными - социально и политически. Он создал Союз защитников отечества. Они получили от него немалую поддержку, в том числе финансовую. И они считают неправильным оставить его сейчас и стоят с ним рядом. Это часто встречающаяся, не только в случае с Кокойты, позиция.
– Но они будут голосовать, за кого он скажет?
– Не знаю, как везде, но в нашем обществе так: популярность не всегда равно «я голосую за тебя».
Почему Эдуард Кокойты популярен у женщин, объясняет Дина Алборова:
«Не знаю, почему. Он обаятельный, конечно. Когда он говорит, он говорит утвердительно. В нем есть харизма, которую нельзя объяснить.
– Но при этом был 2011 год, когда все закончилось плохо...
– Я не думаю, что он этого хотел, чтобы получилось именно так, но получилось плохо. Но первый срок его президентства был блестящий, потому что он сам рос как политик у нас на глазах. И единственные выборы, на которые люди шли, как на праздник, это были его безальтернативные выборы на второй срок.
– Разве не было других кандидатов?
– Там были какие-то кандидаты, но кто о них думал вообще? Он был настолько хорош, настолько деятелен, люди чувствовали: есть государство, и мы его строим, мы себя защищаем. В 2004 году, когда начались обстрелы, бомбежки, он же тогда с передовой не выезжал, он и министр внутренних дел Гулиев».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия