Создалось впечатление, что гармоничные отношения между Грузией и Азербайджаном вдруг оказались на грани кризиса. Причина – статус территории, на которой находится комплекс монастырей Давид-Гареджи, памятник культуры шестого века. Входящие в комплекс монастыри находятся в ведении Грузинской православной церкви. Однако по унаследованным от Советского Союза границам территория монастыря разделена между Грузией и Азербайджаном. Грузия хотела бы решить проблему через территориальный обмен, предлагая соседу существенно более крупную территорию на грузинской стороне вместо азербайджанской части комплекса, но договоренности по этому пункту достичь не удается. Поскольку процесс демаркации и делимитации границы между двумя странами не завершен, многие в Грузии продолжают надеяться, что можно еще достичь того, чтобы весь комплекс оказался на грузинской стороне. Но до того ни одна из сторон не оспаривает сегодняшнего расположения границы.
Зато есть другое соглашение, которое в целом прекрасно работает в течение многих лет: азербайджанские власти, как правило, не чинят препятствий туристам, молельщикам или духовным лицам, которые могут свободно передвигаться по всей территории комплекса, не замечая, что пересекают при этом государственную границу.
Your browser doesn’t support HTML5
Было несколько эпизодов, когда азербайджанская сторона на несколько дней закрывала границу, но вопрос всегда решался. То же самое произошло и в мае этого года: азербайджанские пограничники ограничили свободу передвижения на несколько дней, затем она была восстановлена. Но на этот раз эпизод вызвал более высокий уровень волнения в грузинском обществе. Часть активистов и религиозных деятелей настаивает, что следует решить проблему границы «раз и навсегда», чтобы предотвратить подобные инциденты в будущем. Они подразумевают, конечно, признание грузинской юрисдикции над всей территорией комплекса. Некоторые священнослужители объявили комплекс Давид-Гареджи «нашим Иерусалимом», где компромисс недопустим. Другие активисты заговорили, что Азербайджан – такой же оккупант, как Россия. 28 мая они провели акцию с грузинскими флагами и соответствующими требованиями на территории комплекса. Параллельно в азербайджанской прессе и социальных сетях появились, мягко говоря, не слишком дружественные высказывания по отношению к Грузии, которая предъявляет Азербайджану необоснованные территориальные претензии.
Что послужило толчком к такому развитию событий? Почему азербайджанская сторона решила, пусть временно, закрыть границу именно сейчас? Мы этого не знаем. Многие считают, что инцидент спровоцировала президент Саломе Зурабишвили, которая во время визита в Баку педалировала необходимость скорейшего завершения демаркации и делимитации границы между двумя странами. Такое заявление было как минимум крайне неосторожным, поскольку азербайджанская сторона могла истолковать его как некоторое давление по вопросу Давид-Гареджи. Если так, она могла напомнить, через временное закрытие границы, что добрую волю Азербайджана, который не мешает паломникам и туристам из Грузии свободно передвигаться по его территории, следует ценить. Это – лишь версия, но сама Зурабишвили позднее, наблюдая за кампанией по поводу монастыря, с некоторой гордостью заметила, что все начала именно она.
Можно надеяться, что кампания за монастырь не найдет дальнейшего продолжения. Для всех более или менее рационально мыслящих людей понятно, что результатом может быть лишь ухудшение отношений между Грузией и Азербайджаном, что совершенно недопустимо и в интересах лишь северного соседа. Патриарх Грузинской православной церкви Илия Второй распространил официальное заявление, что «создания серьезных проблем между Грузией и Азербайджаном желает совсем другая сила» – ясно, кто имеется в виду. Ни одна из политических партий не попыталась оседлать новую националистическую волну. Подавляющее большинство экспертного сообщества сочло всю кампанию глупостью в лучшем случае или провокацией агентов российского влияния в худшем.
Но инцидент выявил и то, что уровень политического сознания в обеих странах не слишком высок. Прежде всего, это проявляется в наивной вере в то, что могут существовать какие-то «справедливые границы», что можно объективно, на основе древней истории определить, кому по праву принадлежит территория основанного в шестом веке сирийским монахом монастыря. Сегодняшняя граница между Грузией и Азербайджаном была более или менее произвольно проведена большевиками, которых историческая принадлежность монастырского комплекса никак не интересовала. Ставить эту границу под сомнение сейчас – верх глупости. Главное, что люди могли свободно перемещаться по территории комплекса: это – достижение, которое следует сохранить.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции