Генеральная прокуратура проводит доследственную проверку по факту внезапного тяжелого заболевания депутата парламента и одного из лидеров оппозиции Аслана Бжания. На днях прокуроры вернулись из Москвы и отчитались сегодня перед народными избранниками о полученных результатах. Вопросы остались и у прокуроров, и у депутатов. Проверка продолжается. Тем временем Аслана Бжания перевезли на лечение в Германию.
6 мая 2019 года по поручению депутатов парламента Генеральная прокуратура инициировала процессуальную проверку для установления обстоятельств и причин резкого ухудшения здоровья депутата парламента и лидера Блока оппозиционных сил Аслана Бжания. 20 мая по согласованию с компетентными органами Российской Федерации в Москву выехала следственная группа, возглавляемая заместителем генерального прокурора Эшсоу Какалия.
Сегодня он отчитался в парламенте о результатах командировки в Москву. В справке Генеральной прокуратуры говорится, что вечером 16 апреля депутат Аслан Бжания, находясь в г. Сухуме по месту жительства, почувствовал резкое ухудшение состояния здоровья, выразившееся в затруднении глотания, нарушении артикуляции речи. Его осмотрели лор-врач и невролог, которые не смогли определить причину симптомов и рекомендовали выехать в Российскую Федерацию для обследования, установления диагноза и получения квалифицированной медицинской помощи.
Your browser doesn’t support HTML5
17 апреля Аслана Бжания вывезли в Сочи, а 18 апреля его уже госпитализировали в московскую больницу №13 имени Буянова.
После прибытия абхазской следственной группы в Москву были проведены все необходимые процессуальные действия, направленные на получение заверенной копии истории болезни Аслана Бжания. Эшсоу Какалия проинформировал:
«Однако, согласно ответу от 21 мая главного врача клинической больницы имени Буянова, следует, что администрация больницы не усматривает основания, допускающие предоставление копии истории болезни пациента Аслана Бжания, сославшись на то, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, о состоянии его здоровья и диагнозе, а также иные сведения, полученные при его лечении и обследовании, составляют врачебную тайну».
С согласия пациента следователям сообщили диагноз Аслана Бжания. 30 мая при повторном запросе его истории болезни главный врач больницы снова отказала, но предоставила заверенную копию консилиума врачей от 19 апреля и копию справки о результатах химико-токсикологических исследований. Эшсоу Какалия сообщил:
«Консилиум врачей пришел к выводу, что состояние больного Аслана Георгиевича Бжания тяжелое, оно обусловлено острой воспалительной димиелинизирующей полинейропатией с тетрапарезом, с вовлечением черепных нервов, бульбарным синдромом, дыхательными вегетативными нарушениями, дыхательной недостаточностью на фоне двухсторонней аспирационной нозокомиальной пневмонии. Вопрос о возможном перенесенном остром отравлении на данном этапе лечения пациента снят».
По данным, полученным прокуратурой, ни внешний возбудитель болезни, ни химические агенты в биологических материалах Аслана Бжания не выявлены.
21 мая в отделении неврологии Первого Московского Государственного медицинского университета имени Сеченова следователи опросили находившихся на лечении Кясоуа Дарсалия и Левана Бжания, которые сопровождали Аслана Бжания на лечение в Москву.
Они сообщили, что 14 апреля Аслан Бжания приехал из Москвы в Сочи. Они его ждали на квартире в Хосте, куда он приехал примерно в шесть часов вечера.
Наутро следующего дня, 15 апреля, Аслан Бжания начал кашлять и жаловаться на боли в горле. На следующий день, 16 апреля, около 17.00 они выехали в Сухум. Уже в дороге состояние Бжания резко ухудшилось. А 17 апреля родственники приняли решение вывезти его в Российскую Федерацию. 18 апреля он был госпитализирован в московскую больницу.
Несколько дней спустя Кясоу Дарсалия и Леван Бжания тоже стали жаловаться на ухудшение здоровья – общую слабость и боли в горле. С 22 апреля оба проходили стационарное лечение в НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, и 1 мая оба были выписаны. Однако 13 мая их госпитализировали в отделение неврологии Первого Московского Государственного медицинского университета имени Сеченова.
21 мая из этого медицинского учреждения были получены копии медицинских карт пациентов Левана Бжания и Кясоуа Дарсалия.
Эшсоу Какалия пояснил:
«Обоим установлены схожие клинические диагнозы: миастеноподобный синдром, декомпенсация. Обоснование диагноза на основе жалоб и данных анамнеза – острое начало после употребления некачественных продуктов клинической картины миастеноподобного синдрома. При этом нельзя исключить острое отравление токсином ботулизма. В целях уточнения вышеуказанных клинических диагнозов 23 мая опрошена лечащий врач, которая сообщила, что при неврологическом осмотре у пациентов Левана Бжания и Кясоуа Дарсалия были выявлены признаки поражения нервной системы: мышц, поднимающих веки, мышц разгибателей шеи, нарушение фонации. Проведя клинический неврологический осмотр пациентов Бжания и Дарсалия, им был выставлен диагноз: миастеноподобный синдром. Ввиду схожести клинической картины болезни Бжания и Дарсалия, а также редкости вышеуказанных проявлений, приходит к выводу, что заболевание может быть спровоцировано каким-либо токсином, повреждающим нервную систему, в том числе токсином ботулизма. Однако доказать или опровергнуть наличие возбудителя в организме Бжания и Дарсалия не представляется возможным, поскольку подобное исследование должно проводиться в острейшем периоде».
29 мая был опрошен лечащий врач-хирург НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, который сообщил, что 22 апреля 2019 года в приемный покой обратился Кясоу Дарсалия с жалобами на боли в животе, в ходе беседы выяснилось, что она возникла в результате нарушения диеты. В результате исследования у пациента был выявлен «гастродуоденит», то есть воспаление желудка. При неврологическом осмотре Дарсалия патология не выявлена.
Установить, кто встречал Аслана Бжания в Сочи, не удалось, осмотреть его квартиру в Хосте тоже не представляется пока возможным. Супруга и сын Аслана Бжания сотрудничать со следствием отказались, так как не доверяют следственным органам России и Абхазии.
По словам Эшсоу Какалия, во время визита в больницу их встретили жестким отказом предоставлять какую-либо информацию. А юрисконсульт больницы разговаривал очень агрессивно и заявил, что на все вопросы будет отвечать только при получении их в письменном виде. И только благодаря содействию Генеральной прокуратуры России им удалось получить какую-то информацию.
Эшсоу Какалия заявил, что работа продолжается, на данный момент у прокуратуры нет никаких оснований для возбуждения уголовного дела.
Назначена комплексная комиссионная судебно-медицинская экспертиза историй болезни сопровождавших Аслана Бжания лиц, после ее завершения, возможно, появится дополнительная информация.
Вечером поступила информация, что сегодня специальным бортом Аслан Бжания был доставлен в Германию, где он продолжит лечение. Самолет уже приземлился в аэропорту Берлина. Бжания перенес перелет нормально, его состояние стабильное.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия