«Государство заинтересовано и делает все зависящее от него для реализации проекта глубоководного порта Анаклия», – заявила сегодня министр экономики Грузии Натия Турнава, выступая на объединенном заседании парламентских комитетов. Между тем в оппозиции и парламентском большинстве не разделяют оптимизма министра.
«Проект порта Анаклия является приоритетом, и мы не принимали ни одного решения, которое могло бы нанести ему ущерб», – заверила в своем докладе Натия Турнава.
Доводы министра не удовлетворили депутатов, – причем в этот раз сомнения звучали даже в выступлениях видных представителей «Грузинской мечты».
Больше всего вопросов было связано с недавним скандалом с выдачей разрешения на строительство глубоководного причала в Поти. Проект расширения порта Поти оценивается в 250 миллионов долларов. Его планировалось реализовать за счет управляющей компании APM Terminals. По мнению представителя правящей партии Кахи Окриашвили, угроза срыва проекта не может не вызывать опасений:
«Вокруг порта города Поти происходит скандал, произошла утечка информации, что инвестор собирается строить новый глубоководный порт. Думаю, в этой утечке – сигнал для инвесторов Анаклия, чтобы порт не был построен».
Your browser doesn’t support HTML5
Депутата «Нацдвижения» Саломе Самадашвили интересовал вопрос, как сказалось на планах инвесторов порта Анаклия известие о параллельном строительстве глубоководного причала в Поти:
«Вы утверждаете, что инвесторы, готовые вложить миллионы в реализацию проекта Анаклия, не были встревожены известием о появлении неподалеку конкурентного проекта – вы это пытаетесь нам доказать?»
В ответ Натия Турнава вновь заверила депутатов, что выданная Минэкономики бумага не являлась официальным разрешением на строительство порта и была в срочном порядке отменена.
Представитель «Европейской Грузии» Зураб Чиаберашвили обратился к министру с конкретным предложением:
«Консорциум развития Анаклии требует от правительства только одного: выдать гарантии инвесторам, что до завершения строительства порта Анаклия государство не будет выдавать разрешений на возведение схожих, аналогичных по параметрам объектов инфраструктуры».
В ответ депутаты в третий раз получили тот же ответ министра:
«Еще раз повторюсь: Анаклия является приоритетом, государство не осуществит никаких проектов, способных нанести ему ущерб, мы активно работаем с инвесторами».
После этого ответа министра представитель «Грузинской мечты» Гия Жоржолиани высказал недоумение, почему государство должно отказаться от очевидных выгод потийского порта взамен буксующего проекта Анаклия:
«Я против выдачи всяческих гарантий инвесторам Анаклия. Мы видим, что проект топчется на месте, и очевидной причиной этого является его экономическая нецелесообразность, так как первоначальные расчеты были неверны. Так почему мы должны отказаться от углубления потийского порта? Поти что, не является Грузией? Там есть жители, которые будут приветствовать создание новых трудовых мест. А теперь все в унисон утверждают, что это не может произойти, почему?»
«Грузии жизненно необходим глубоководный порт, и он будет построен. Наверное, этим обусловлена активность компании, управляющей потийским портом. Необходимо понимать, что параллельные инициативы должны служить привлечению новых грузов, а не перехватом их за счет других грузинских портов, поэтому мы вновь говорим, что приоритетом для нас является Анаклия», – в четвертый раз пояснила министр.
В финале обсуждения с заявлением выступил бывший депутат «Грузинской мечты» Давид Чичинадзе, который, опираясь на свои источники в правительстве, сообщил, что один из значимых инвесторов порта Анаклия покинул проект:
«Насколько мне известно, американская компания, владеющая 42% акций, вышла из проекта. Мне интересно, почему нет реагирования властей по этому вопросу?»
На этот раз ответ министра прозвучал весьма двусмысленно:
«Идет переговорный процесс между консорциумом и банками, возможно, внутри самой структуры идут какие-то перестановки, это их внутреннее дело. Я сознательно не буду включаться в дискуссию, чтобы не нанести вред договоренностям. Как вы видите, мы с полной ответственностью относимся к этому вопросу».