Потешные партии

Давид Каландия

Мне очень интересно, неужели в других странах тоже такое происходит, как у нас? Я имею в виду такую всеобщую политизацию населения? И дело не в том, что люди инертно интересуются политикой. Нет! Наши люди хотят участвовать в политике, хотят работать в политике, хотят стоять у штурвала, прокладывать курс и звать за собой! И для достижения этой цели они собираются в кучи больше трех и создают разные политические движения, объединения, партии. Говорят, что по числу партий, объединений и движений мы впереди планеты всей. Но это как раз тот случай, когда гордиться нечем.

Почему я снова говорю про партии? А потому, что сегодня у нас снова расцветают не яблони и груши, а новые партии, новые движения и объединения, и вокруг этого действа начинаются шумиха и аттракционы. Для меня до сих пор остается большим секретом, кто же финансирует все эти очень странные дела и кому это выгодно? Для меня это вопрос вопросов! Ведь у этих, как я их называю, «потешных партий» нет ни малейшего шанса не то что войти во власть, а даже потревожить своим дыханием волоски одуванчика.

Сегодня в нашей богобоязненной стране две ведущие партии – это партия власти «Грузинская мечта», которую всем ясно, кто финансирует, и партия «Единое национальное движение», которую тоже понятно, кто питает. Все остальные, которые так или иначе заметны на нашем политическом небосклоне, – это или сателлитные партии двух вышеперечисленных или давно уже дышащие на ладан партии типа «Лейбористского движения», которая, «живи еще хоть четверть века», кроме жалкого комариного писка ничего в политической жизни страны не добьется.

Наш человек, ступивший в политическую реку, уже никак из этой реки выходить на берег не хочет. Кроме Зураба Ногаидели, бывшего премьер-министра Грузии, я не знаю никого, кто бы закончил политическую жизнь и тихо сидел на своем участке, разводил капусту и писал мемуары. У Зураба Ногаидели хватило ума и капитала отойти от политики, ну, или же он остался в политике, но в роли какого-нибудь серого кардинала, хотя я про него давно уже ничего не слышал.

Чего не могу сказать про Ираклия Окруашвили, которого в свое время называли вторым по влиянию человеком после президента Михаила Саакашвили и который на днях предстал перед широкой публикой с презентацией своего нового политического движения.

Коротенько про Окруашвили: Ираклий Окруашвили (г.р. 1973, г. Цхинвали) – министр внутренних дел Грузии (2004), министр обороны Грузии (2004-2006), министр экономического развития Грузии (2006).

Ираклий Окруашвили, кроме безэмоционального выражения своего неподвижного лица, всем нам запомнился знаковой фразой: будучи министром обороны, он в одном интервью с пренебрежением заявил, что «российский рынок очень большой, если туда вывезти фекалии, то их тоже можно будет продать». Мудрые слова мудрого политика! После этого российский рынок начал свою знаменитую кампанию по выдворению из страны граждан грузинской национальности, и мы получили эмбарго на наши продукты, в первую очередь – на вино. (Кстати, нет худа без добра, после того как Россия перестала покупать грузинское вино, нашим производителям пришлось выходить, вернее, искать выходы на европейский рынок. А для этого они стали повышать качество грузинского вина. И хотя на рынок вышли единицы, но качество, как говорят, резко повысилось.)

Помню еще слова Окруашвили, который обещал грузинскому населению очередной Новый год встретить в Цхинвали. Это тоже не особенно помогло разрядить непростые отношения с «братским южноосетинским народом» и его «старшим братом». В общем, еще тот политик наш Ираклий.

Видимо, в США сказали Саакашвили, что такую одиозную фигуру надо убирать от военного ведомства, и Ираклия перевели на несуетную должность министра экономического развития Грузии. Окруашвили обиделся и через неделю подал в отставку. Причина отставки была названа тривиальная, что, мол, «он едет заграницу повышать свое образование в какое-то учебное заведение». Подобная причина отставки стала у нас знаковой: все высшие должностные лица, которых по тем или иным причинам «уводили» со своих постов, потом уезжали за рубеж продолжать образование. Даже министр образования Николоз Гварамия (нынешний гендиректор телеканала «Рустави 2») после своего освобождения с поста объявил, что едет туда грызть гранит науки и техники.

Не знаю, правда ли Окруашвили поехал образовываться, хотя вряд ли. На какое-то время он затих и исчез с поля зрения. И вдруг, через год, 25 сентября 2007 года, Ираклий Окруашвили явился на наших голубых экранах и обвинил президента Саакашвили в антигосударственных действиях и в заказном убийстве! Через два дня его повязали в офисе его же новой партии «За единую Грузию». Экс-министра обвинили в вымогательстве денег, в халатном отношении к служебным обязанностям и использовании должности в корыстных целях (как странно, что все эти обвинения вдруг появились после «антре» бывшего министра обороны, но это уже другая тема).

Затем Окруашвили выступил с покаяниями, сказал, что его попутал лукавый, что он возвел напраслину на светлый облик Михаила и что он больше не будет. Его отпустили под честное слово, он уехал во Францию, где Министерство внутренних дел Франции предоставило ему политическое убежище.

Господи, как это было давно, как будто вчера.

И, казалось бы, человек, у которого уже все на мази, есть неплохие накопления, может жить в свое удовольствие, разъезжать по миру и любоваться потухшим Везувием и музеем Прадо – этот человек должен быть счастливым и жить полной жизнью гражданина мира. Так нет же! Ему неймется. Он снова хочет вершить судьбы, участвовать в дрязгах, отдавать распоряжения, входить во власть и, сопровождаемый охраной, мчаться с воем по городу Тбилиси на своем служебном бронированном автомобиле.

На 100% уверен, что Ираклий Окруашвили вызывает довольно негативное отношение большей части населения Грузии. Что не помешало ему снова выскочить на авансцену и объявить о создании нового политического движения «Победоносная Грузия». И рядом с этим брутальным мачо стоят полузабытые политические персонажи, которые когда-то были непримиримыми врагами, а ныне будут дуть в одну дуду: Губаз Саникидзе, Валерий Гелбахиани, Коте Кемулария (а этот-то откуда выплыл?!) и примкнувший к ним шоумен Ника Рамишвили.

Для тех, кому эти фамилии ничего не говорят, я попытаюсь объяснить: вот, скажем, если в одну команду собрать Павлика Морозова, Виннету, сына Инчу-Чуна, шута Шико и капитана Кассия Кольхауна, то смогут они сыграть квартет? Ни в жизни! И вряд ли кто-нибудь пойдет слушать их выступление, которое ничего, кроме сумбура вместо музыки, не сотворит. Вот такая сборная мясная солянка собралась, чтобы помахать нам ручкой.

Смотрю я на этих полугоспод, которые с суровыми лицами стоят перед микрофоном и сокрушаются о стране, которую они же сами доводили до ручки, и думаю, что все это несерьезно. Все это похоже на потешные войска, созданные царем Алексеем Михайловичем для придания играм будущего императора Петра Великого более правильного характера. Тогда были потешные войска, а теперь – потешные партии, и смысл их создания мне непонятен.

Но, может, они тоже создаются Высшим разумом для того, чтобы придать более правильный характер играм нашего, пока еще молодого и пока еще неокрепшего ментально государства? Может быть, рано или поздно из всех этих искуплений, очищений и жертв мы выйдем преобразившимися и наконец засияет наша звезда, а?

Хотелось бы дожить до того дня. А пока будем продолжать наши потешные игры в потешные партии.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции