Четыре года прошло с разрушительного наводнения в Тбилиси. 13 июня 2015 года разбушевавшаяся река Вере вышла из берегов: погибло 23 человека, около 200 семей остались без крыши над головой, частично затопило зоопарк и частный приют для собак. Насколько безопасно ущелье сегодня и почему в опасной зоне по сегодняшний день ведется строительство?
С утра к мемориалу погибших 13 июня пришли их родные и близкие. Многие рассказывают, что были на связи со своими родственниками, оказавшимися в плену стихии, практически до конца.
«Мой муж позвонил мне, попрощался и сказал: «Позаботься о детях». Еще полтора часа после этого он был жив. Когда вода забрала дом, он словно катер просто поплыл по ней. Мы все видели это и ничего не могли сделать», – рассказывает Анико Энукидзе.
Your browser doesn’t support HTML5
В списках погибших числится и пожарный-спасатель Зураб Музашвили. Его коллеги, которые в ночь на 13 июня боролись со стихией, сегодня тоже пришли почтить память погибших:
«Трудно вспоминать лично мне и, уверен, каждому спасателю, всем было сложно. К сожалению, погибли многие. Один из них – наш спасатель-пожарный Зураб Музашвили, который в ту ночь спас шестерых. Со всех сторон мы слышали просьбы о помощи, кто-то был в машине, кто-то не мог выбраться. Мы очень старались, спасли всех, кого смогли», – говорит Георгий Цихитатришвили.
Мэр столицы Каха Каладзе тоже говорит, что вспоминать события 13 июня непросто: в ту ночь, по его словам, каждый ощутил свою беспомощность перед стихией:
«Что касается работ – после всего этого мы получили рекомендации международных организаций по поводу тех мер, которые нужно было предпринять: это система оповещения (тревоги), которая была установлена, были выделены определенные локации, которые отремонтировало Министерство инфраструктуры. В конечном счете, все выданные рекомендации были выполнены».
В то же время мэр признает, что на некоторых «проблемных», как он их называет, участках остаются жилые здания и продолжается строительство новых.
«Вычислить» опасные зоны, по словам Теи Годоладзе, руководящей Институтом изучения земли при Университете Ильи, просто: это как минимум все те участки, куда в 2015 году «добралась» вода.
«Это означает, что в будущем, если наводнение повторится, вода вновь дойдет как минимум до того же уровня. Все разрешения на строительство, которые были выданы раньше (до наводнения), должны быть отозваны. Насколько мне известно, речь идет о разрешениях, выданных на Атенской улице, о строительстве какого-то оздоровительного центра, о гостинице около туннеля, соединяющего Ваке-Сабуртало, о корпусе на улице Цхнети. Это просто смертельный приговор – строить 14-этажный корпус в этой зоне», – говорит Годоладзе.
В том, что «молния» обязательно ударит в то же место еще раз, – она не сомневается. По ее словам, это просто вопрос времени. У природы свои законы, бороться с которыми бесполезно – лучшее, что можно сделать в этом случае, это «подогнать» наши законы под ее, говорит Годоладзе. Она убеждена: все выданные до наводнения разрешения на строительство должны быть отозваны, а уже существующие здания признаны непригодными для жилья.