Закон о вещании станет менее терпимым к языку ненависти. Национальная комиссия по коммуникациям призывает парламент до 1 июля принять обновленный вариант правил, который разрабатывался в течение двух лет при поддержке Европейской комиссии и Европейского банка реконструкции и развития. Необходимость изменений, отмечают авторы документа, предусмотрена Соглашением об ассоциации с ЕС.
Разжигание ненависти, пропаганда, информационная война и негативное влияние на несовершеннолетних – все эти чувствительные вопросы сегодня не предусматривают эффективных механизмов регулирования. Контроль осуществляется на уровне телеканалов и радиостанций, по сути, являясь саморегулируемой областью. И это необходимо исправить, отмечают в Национальной комиссии по коммуникациям.
Your browser doesn’t support HTML5
Как заявил глава регулирующего органа Каха Бекаури, европейские эксперты прямо заявляют, что грузинское законодательство несовместимо с законодательством ЕС, и вопрос о противодействии разжиганию ненависти должен быть урегулирован:
«На заседании рабочей группы обсуждается много вопросов, в том числе проблема наших СМИ в контексте выборов, но вопрос языка ненависти – один из самых важных и касается не только выборов, но остается важным и в промежуточный период. Проблема сегодня в том, что наше грузинское законодательство в этом отношении несовместимо с европейским законодательством. Вопрос о разжигании ненависти нашим законодательством не регулируется. В соответствии с Соглашением об ассоциации, вне предвыборного контекста, мы обязаны исправить недостатки в законодательстве и привести его в соответствие с директивой ЕС».
При этом председатель комиссии призвал парламент ускорить обсуждение законопроекта, так как времени на принятие поправок остается очень мало.
«У государства должен быть эффективный механизм устранения языка ненависти из медийного пространства. Мы подготовили соответствующий проект предложений еще шесть месяцев назад, в декабре 2018 года. Проблема в том, что он до сих пор даже не обсуждался, а мы обязаны выполнить обязательства по Соглашению об ассоциации до 1 июля 2019 года. Следовательно, мы, вероятно, не успеем внести изменения и нарушим этот срок», – заявил Каха Бекаури.
На призыв отреагировал спикер парламента. Ираклий Кобахидзе согласен, что медийное пространство давно нуждается в более жестком регулировании. На благо общества:
«Это проблема общества. Это вопрос, который, естественно, требует изучения, консультаций, по итогам которых должно быть принято решение. Когда мы говорим о свободе слова и самовыражения, появляются и некие риски. Но давайте все согласимся, что язык ненависти требует определенного внимания. Он вредит свободе слова, и необходимо, чтобы свобода слова находилась в неких легитимных рамках».
Идея о том, что свобода слова должна быть заключена в некие рамки, крайне не нравится оппозиции. Заявление спикера противники власти восприняли как очередную попытку под видом борьбы с языком ненависти на деле ограничить эту самую свободу слова. Представитель «Национального движения» Тинатин Бокучава предостерегла власти от нападок на основные права граждан:
«Регулирующий орган очень часто принимает политические решения. В том числе это было на предыдущих выборах. Из их заявлений (членов регулирующей комиссии) было ясно видно, что они стали частью политического дискурса и используются властью для продвижения своих интересов, в том числе для вмешательства в избирательные процессы, что абсолютно неприемлемо. В то же время никакие регуляции не должны ставить под угрозу свободу слова. Особенно в Грузии, где все, включая судебную систему, находится под контролем Бидзины Иванишвили».
О недопустимом уровне языка ненависти в ходе прошлогодней президентской гонки говорил, в том числе, посол Евросоюза в Грузии Карл Харцель. Тогда представитель ЕС зафиксировал чрезмерную агрессию со стороны всех политических сил, участвовавших в предвыборном процессе. Причем телеканалы и радиостанции не гнушались транслировать все это в массы.
Теперь же, как уверяют в Комиссии по коммуникациям, европейские эксперты порекомендовали полностью отказаться от саморегулирования вопросов, предусмотренных статьей 56-й закона Грузии о вещании, и передать решение спорных тем на рассмотрение комиссии. То есть, по сути, наделить регулирующий орган полномочиями определять степень наказания за транслирование языка ненависти. Впрочем, инициаторы изменений подчеркивают: решение комиссии может быть обжаловано в суде.
В гражданском секторе в связи с наделением регулирующей комиссии новыми функциями выражают озабоченность – не превратится ли она в некий карательный орган, способный по заказу властей вводить санкции против неугодных СМИ. Правозащитники хотят добиться от авторов поправок ответа, какими критериями будут руководствоваться представители комиссии, определяя, где заканчивается свобода слова и начинается язык ненависти.