Партия «Ныхас», которая, согласно официальным данным, вошла в тройку лидеров парламентской гонки, поставила под сомнение официальные итоги голосования и выступила с жесткой критикой власти. Ее лидер, бывший министр иностранных дел Южной Осетии Давид Санакоев, – гость этой недели.
Мурат Гукемухов: Давид, начну с главного. Вы не согласны с результатами выборов в парламент?
Может, арифметическая ошибка, а может, фальсификация. Вот мы и хотим узнать, что конкретно не так в этих результатах
Давид Санакоев: Да, наша партия считает, что были допущены грубейшие нарушения избирательного законодательства во время голосования во Владикавказе. В частности, рядом с консульским управлением, где были размещены участки для голосования, была установлена палатка. В этой палатке в день голосования представитель партии «Единая Осетия» проводил агитацию и подкуп избирателей. Он раздавал по 1000 рублей. Есть видеоподтверждение этому безобразию, оно было опубликовано в социальных сетях, есть и свидетели этого правонарушения. Мы в тот же день подали заявления в ЦИК и прокуратуру по фактам этих правонарушений и требуем отменить результаты по этому участку. Кроме того, мы требуем пересчитать результаты на пяти участках Знаурского района, потому что протоколы по ним составлены неправильно, в них не сходятся контрольные соотношения. А если они не сходятся, значит, в них что-то не так. Может, арифметическая ошибка, а может, фальсификация. Вот мы и хотим узнать, что конкретно не так в этих результатах. В принципе, в таком виде участковая комиссия не имела права сдавать протоколы в ТИК.
Your browser doesn’t support HTML5
М.Г.: Кто победил на этих участках?
ЦИК по закону не имел права оглашать результаты выборов до тех пор, пока не рассмотрены все жалобы и претензии
Д.С.: Кандидат от «Единой Осетии» с отрывом в одиннадцать голосов от нашего кандидата. Кроме того, ЦИК до сих пор не предоставил нам акты, подтвержденную информацию о том, сколько бюллетеней было напечатано перед выборами, хотя мы запросили эту информацию еще до выборов. Насколько я знаю, ни одна из партий не обладает этими сведениями. Но самое главное, ЦИК по закону не имел права оглашать результаты выборов до тех пор, пока не рассмотрены все жалобы и претензии. Ни на один наш запрос мы до сегодняшнего дня ответа не получили. Поэтому мы сейчас еще раз обратимся в ЦИК, а далее будем добиваться правды в суде.
М.Г.: Вы не в первый раз участвуете в выборах. Какое впечатление от этой избирательной кампании? Как она по сравнению с прочими?
Д.С.: С самого начала, еще с момента подготовки к выборам, было ясно, что эти выборы не будут свободными. Еще за год до выборов начали кошмарить партии, придираться с невыполнимыми требованиями. Как это было, например, с «Новой Осетией», когда нам Минюст выдвигал претензии, что у нас есть двойники, и требовал, чтобы мы их в течение суток выявили и исключили из партии. Но при этом их имен нам не называли под предлогом защиты персональных данных. Поэтому мы решили не дожидаться, пока нас закроют, и сами ликвидировали партию. Я могу напомнить беспрецедентное давление, которому подверглась партия «Аланский союз», которой Минюст отказал в регистрации. Перед началом избирательной кампании Минюст потребовал от «Ныхас», чтобы руководство партии в течение суток проверило восемьсот членов, выявило и исключило всех двойников. Вспомните, как меняли законодательство под выборы. Как массово отказывали в регистрации самовыдвиженцам, а других, с точно такими же документами – регистрировали. Разве это свободные выборы?
М.Г.: В 2012-м, 2014-м и 2017 годах выборы были свободнее?
Д.С.: Конечно.
М.Г.: А почему так, в чем разница?
В отличие от времен Тибилова, сегодня все ветви власти в руках одной партии. Даже судебную систему возглавляет бывший депутат от партии «Единая Осетия»
Д.С.: С одной стороны, это вопрос политической культуры той команды, которая у власти. Она все решает. Все-таки политическая культура команды Тибилова выше, чему у нынешних. С другой стороны, в отличие от времен Тибилова, сегодня все ветви власти в руках одной партии. Даже судебную систему возглавляет бывший депутат от партии «Единая Осетия». А еще такое мощное административное давление говорит о неуверенности партии в симпатиях избирателя. Ни для кого не секрет, что в 2014 году на парламентских выборах явки не было, ее натянули до 50%. А на президентских выборах 2017 года победу Бибилову во многом обеспечила поддержка Эдуарда Кокойты. Отсюда такой комплекс недоизбранности. Кроме того, многие разочаровались в партии власти. Обещание присоединить Южную Осетию к России оказался фейком. Армию распустили. ОМОН сократили. Откуда может быть уверенность в своих силах? Поэтому и решили давить административными методами.
М.Г.: Что вы намерены делать дальше?
Д.С.: Мы до конца будем действовать в рамках закона. До конца будем использовать и судебные механизмы. Мы понимаем, что они малоэффективны, но за рамки закона все равно выходить не будем. В этих условиях надо максимально использовать ресурсы всех партий, всех одномандатников. Мы прекрасно понимаем, что в одиночку мы не сможем добиться результата, поэтому нам всем надо объединяться.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия