Югоосетинская неделя: Бибилов закрыл политический сезон, Кокойты его пролонгировал

Анатолий Бибилов

Центральное событие недели – первое заседание парламента седьмого созыва, на котором председателем законодательного собрания был избран лидер «Единой Осетии» Алан Тадтаев. Первым вице-спикером стал Петр Гассиев, и еще два кресла вице-спикера распределили между лидерами теперь уже бывших оппозиционных партий – Владимиром Келехсаевым от «Единства народа» и председателем «Народной партии» Александром Плиевым. Новоизбранных депутатов приветствовал президент Анатолий Бибилов:

«Я готов, как глава исполнительной власти, к тесному взаимодействию со всеми депутатскими фракциями, со всеми политическими силами и самовыдвиженцами, которые сегодня представлены в парламенте. Я готов сотрудничать во благо народа Южной Осетии. Думаю, что ответственность перед народом Южной Осетии обязывает нас не огульно критиковать друг друга, а предлагать способы решения тех задач, которые ставит перед нами общество», – отметил Бибилов.

На языке власти этот призыв к сотрудничеству всех политических сил означает официальное закрытие политического сезона. Дескать, брейк до следующей избирательной кампании. Так было и в 2014-м, и в 2017 году, но тогда действительно политический сезон был исчерпан. Вопрос: так ли и в этот раз?

Your browser doesn’t support HTML5

Югоосетинская неделя: Бибилов закрыл политический сезон, Кокойты его пролонгировал

При всех издержках с использованием административного ресурса, при всех нарушениях все-таки результаты тех выборов признавали все участники избирательных кампаний, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Например, когда в 2014 году партия «Фыдыбаста» не прошла в парламент, ее лидер Вячеслав Гобозов даже не заикнулся о том, что с его партией поступили нечестно.

Правда, он тогда говорил, что необходимой явки в 50% плюс один голос на самом деле не было, ее натянули, распределив недостающие голоса между лидерами пропорционально полученным результатам. Но при всем этом Гобозов тогда признал свое поражение и закрыл для себя политический сезон. Впрочем, как и все остальные – все говорили об отсутствии явки, но все признали свои результаты и разошлись до следующих выборов.

Так же было и в 2017 году. Тогда на выборах президента не обошлось без политических скандалов, стихийных митингов, но еще в день голосования Леонид Харитонович признал свое поражение и пожелал успехов новоизбранному Анатолию Бибилову. В физике это называется упругой или обратимой деформацией. Когда предвыборные обострения не заходят слишком далеко, не несут в себе необратимых последствий и по окончании выборов все возвращается на круги своя. Именно этот возврат к прежнему состоянию позволяет главе государства одним предложением закрыть политический сезон.

Так было тогда, но не в этот раз. После этих выборов тот же Вячеслав Гобозов заявил, что фальсификации настолько вопиющие, что итоги голосования неочевидны, неочевидно даже, кто вошел в пятерку победителей и как распределены места в первой тройке. Надо отметить, что политик не одинок в своем мнении.

Партия «Ныхас» и «Фыдыбаста» подали жалобы в прокуратуру на подкуп избирателей во Владикавказе. «Ныхас» требует от ЦИКа пересчитать результаты на пяти избирательных участках в Знаурском районе, где итоговые протоколы составлены настолько криво, что в них даже контрольные показатели не сходятся. А между тем на этих участках «Ныхас» проиграл «Единой Осетии» всего одиннадцать голосов.

Не меньше возмущений и среди одномандатников, половину из которых без причин, демонстративно не допустили к выборам. Да и у тех, кого допустили, претензий к ЦИКу предостаточно. Например, самовыдвиженец Роланд Келехсаев утверждает, что голоса, поданные за него, посчитали в пользу конкурента от «Единой Осетии». Он пытается обжаловать итоги, требует пересчета голосов, но в ЦИКе его не слышат. Наконец, участники выборов требуют от Избиркома показать документы, подтверждающие количество напечатанных бюллетеней и как они были применены. ЦИК и к этим обращениям глух, но Эдуард Кокойты все-таки сумел добыть копии документов, которые, по его словам, доказывают факт свободного хождения бюллетеней.

Глава Центризбиркома Белла Плиева все претензии игнорирует и в нарушение Конституции подводит итоги выборов без рассмотрения жалоб. Президент благодарит ее за проделанную работу и объявляет политический сезон закрытым. Но, похоже, закрыть сезон уже не в его власти, потому что на круги своя ничего не вернулось. И не оттого, что какая-то из сторон не поучила желаемого результата, совсем нет, а потому что слишком многие не смирились с итогами выборов.

Это можно сравнить с необратимой деформацией в физике, после которой объект не возвращается в прежнее состояние.

Причина – в слишком грубых нарушениях избирательного законодательства, в чрезмерном злоупотреблении административным ресурсом. Она в беспрецедентном давлении кремлевских кураторов на участников процесса. Наконец, причина в ренегатстве оппозиционных политиков, которые поддались этому давлению. Все-таки «Народная партия» и «Единство народа» презентовали себя избирателю как оппозиция, и именно за счет этого собрали протестные голоса и прошли в парламент. Суммарно они получили восемь голосов или почти четверть депутатских мандатов, но еще до первой сессии слили своих избирателей в обмен на должности и прочие преференции от власти.

О том, что так случится, еще до выборов, в мае, предсказывал российский политолог Николай Силаев, когда оценивал возможную победу «Народной партии» во главе с Эдуардом Кокойты на выборах:

«Есть люди, которых он называет своей коалицией. Насколько это в действительности так, мы не знаем. И депутатские мандаты получат именно эти люди, а не Кокойты. И в момент, когда они получат мандаты, их желание о чем-то договариваться с ним испарится, потому что следующие выборы через несколько лет. Еще неизвестно, понадобится он им через несколько лет или нет. Даже если у него есть сторонники, которые войдут в парламент, и даже если эти предположительные сторонники получат большинство мандатов, это не значит, что он будет командовать коалицией. Потому что для всех его людей отношения с президентом, со спикером и с Москвой будут важнее, чем отношения с Эдуардом Кокойты».

В результате, по словам депутата от единственной оппозиционной партии в парламенте «Ныхас» Зиты Бесаевой, президент и партия власти «Единая Осетия» получили не просто большинство, а конституционное большинство. Бесаева посчитала расклад сил уже на первом заседании:

«Двадцать пять из тридцати четырех – это точно их люди (пропрезидентские), в том числе партии «Единство народа» и «Народная партия», за исключением одного депутата. Пять человек в оппозиции и еще четверо колеблются, судя по тому, как они портили бюллетени во время голосования».

По мнению бывшего депутата парламента Роланда Келехсаева, это не просто конституционное большинство, это большинство, которое надо будет содержать и обласкивать все пять лет, иначе оно разбежится:

«Для того чтобы обеспечить лояльность исполнительной власти, необходимо послушное президенту конституционное большинство в парламенте, то есть двадцать три голоса, а у партии власти их всего семнадцать. Необходимо еще шесть. Их могут дать так называемая «Народная партия» вместе с коммунистами, или «народники» вместе с «Единством народа». Без «народников» не получается набрать шесть голосов, потому что «Ныхас», как я слышал, на сделку не идет. Правда, есть еще три свободных и несговорчивых одномандатника. В любом случае, партии власти нужно делиться должностями, нужно дружить с другими партиями, и ближайшие пять лет эту дружбу придется подпитывать, чтобы она внезапно не закончилась. Эта история, конечно, не имеет отношения к интересам избирателей, которые голосовали за эти партии, но такова жизнь».

И, наконец, главное неофициальное событие недели. Эдурад Кокойты заявил, что остается в республике:

«Я остаюсь в республике, я никуда не уезжаю. Буду встречаться и продолжать эту борьбу за отстаивание интересов народа Южной Осетии. С учетом моей жесткой позиции по отношению к тем представителям внешних сил, которые дискредитируют Россию в глазах Южной Осетии, меня называют Мюллером, не знаю, кем только не называют, популистом и все остальное, и я хочу докричаться все же до всех, что вот эти действия, которые они проводят здесь, – чрезмерное вмешательство в наши выборные дела, другие дела, – это вредит самой России.

– У кураторов были попытки встретиться с вами?

– Нет, потому что они знают мою принципиальную позицию. Вы знаете, многие мое нахождение в республике… Вот одни говорят, почему он в республике не бывает? Другие уже делают такие заявления, аналитику, что он пришел, чтобы взбудоражить наше общество. Никакое общество я будоражить не хочу. У меня есть одна цель – защищать интересы своего народа и активно участвовать в общественно-политической жизни республики. Необязательно возглавлять партию и так далее. Есть достаточно других ресурсов, есть нормальные рычаги – это и создание определенных общественных групп… Мы же боремся за построение нормального гражданского общества».

Смысл этого заявления еще и в том, что Анатолий Бибилов не может закрыть политический сезон, но Эдуард Кокойты может его пролонгировать, и он уже принял по этому поводу решение. К этому процессу могут присоединиться все желающие, причем в любом качестве – как его сторонники или самостоятельные участники. Это отчасти напоминает 2014 год, когда парламентская избирательная кампания почти без перерыва перетекла в президентскую.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия