Совет тейпов ингушского народа в последнее время подвергся серьезному давлению со стороны республиканских властей. Сначала Минюст приостановил деятельность этой организации, а затем ее председателю, находящемуся в заключении, добавили еще одно обвинение, связанное непосредственно с деятельностью возглавляемой им организации.
Одному из лидеров протестного движения Ингушетии Малсагу Ужахову на этой неделе предъявили новое обвинение. К уже имеющемуся в организации массовых беспорядков добавилось обвинение в создании и руководстве некоммерческой организацией, деятельность которой сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний (ч.2 ст. 239 УК РФ).
Речь идет о региональном общественном движении «Совет тейпов ингушского народа», которое было создано в феврале 2015 года. Совет тейпов создавался как альтернатива Совету тейпов при главе РИ, так как, по мнению его учредителей, Совет тейпов при главе стал неэффективным и «сковывающим полномочия» представленных в нем делегатов ингушских фамилий. Новое общественное движение создавали «с целью принятия максимально возможных мер по укреплению единства ингушского народа, улучшению его духовной и материальной жизни». При этом участники движения не отказывались от взаимодействия со всеми органами власти. Малсаг Ужахов возглавил общественное движение в январе 2018 года, сменив на этом посту первого руководителя Мурада Даскиева. В июне того же года Совет поддержал требование ингушских оппозиционеров о проведении прямых выборов главы Ингушетии, а осенью 2018 года – протестное движение против подписания соглашения о границе между Чечней и Ингушетией, признав его незаконным и антинародным.
Your browser doesn’t support HTML5
В конце октября прошлого года председатель движения Малсаг Ужахов вошел в президиум Всемирного конгресса ингушского народа, а 26-27 марта 2019 года члены Совета приняли активное участие в митинге, который прошел в Магасе и закончился попыткой силового разгона протестующих. Впоследствии некоторые участники этого митинга были привлечены к уголовной ответственности за оказание сопротивления силовикам, в том числе и лидер «Совета тейпов».
Его соратники не прекратили активной общественной деятельности. На протяжении месяца, после мартовских событий от имени представителей тейпов, входящих в общественное движение, было подано несколько десятков уведомлений о проведении новых акций протеста, ни одно из которых так и не было согласовано властями.
В мае республиканский Минюст принял решение о приостановлении деятельности «Совета тейпов ингушского народа» на том основании, что общественное движение не устранило нарушения, выявленные Минюстом в ходе проверки деятельности организации в начале 2019 года. По мнению ПЦ «Мемориал», Минюст выдвинул в адрес «Совета тейпов» претензии как формально-юридические, так и носящие политический характер, фактически потребовав, чтобы общественная организация отказалась от попыток оказывать влияние на деятельность органов власти и оценивать ее результаты. Данное решение правозащитники расценили как политическое преследование.
22 мая Магасский районный суд рассмотрел исковое заявление Совета тейпов к Управлению Минюста России по РИ с просьбой признать незаконными действия по проведению внеплановой проверки деятельности организации и вынесению представления об устранении выявленных нарушений. Суд счел действия Минюста правильными и оставил иск без удовлетворения.
Не обошел вниманием Минюст и обращение Совета тейпов к ингушским депутатам, в котором от парламентариев потребовали не ратифицировать возможное соглашение по границе с Северной Осетией, попутно обвинив главу республики в том, что он «заманил лидеров оппозиции в ловушку», спровоцировав насилие при разгоне мирного митинга – «избавлялся таким образом от неугодных ему людей» (ссылка может быть заблокирована Роскомнадзором – прим. автора).
Минюст усмотрел в этом обращении нарушение требований российского законодательства, вынес предупреждение о недопустимости подобного рода обращений и обязал президиум Совета тейпов устранить допущенные нарушения.
Не успели представители тейпов осмыслить предыдущие претензии властей, как подоспело новое уголовное обвинение руководителя организации, а фактически и самого общественного движения, в подстрекательстве граждан к совершению противоправных действий. Остается только догадываться, какие противоправные действия имеют в виду следователи и в чем, собственно, выражалось подстрекательство к этим действиям.
По мнению руководителя программы «Горячие точки» ПЦ «Мемориал» Олега Орлова, в условиях нарастающего гражданского противостояния в Ингушетии власть вместо того, чтобы искать возможности диалога с оппозицией, пытается решить конфликт силовыми методами. Аресты лидеров оппозиции и попытки прекратить работу общественных оппозиционных структур, по словам Орлова, никак не способствуют снижению напряженности и стабилизации ситуации в Ингушетии.