В Рунете взахлеб обсуждают очередное лавинообразное обострение грузино-российских политических и экономических отношений, вызванное взрывом эмоций тысяч людей в Тбилиси в прошлый четверг 20 июня. Еще бы не «взахлеб»: ведь эти реально драматические события начинались в восприятии массы наблюдателей в разных странах как чистый анекдот. Не обошлось без сочинения стихов а-ля Ляпис-Трубецкой: «Служил Гаврилов депутатом. Гаврилов, в кресле посидев, сломал карьеру Кобахидзе, а рейтинг собственный – взлетел!» Это к тому, что, мол, из мало кому известного депутата Госдумы он нежданно-негаданно превратился в популярную медийную личность и, вероятно, резко улучшил перспективы своей дальнейшей карьеры.
К слову, никто из многочисленных комментаторов в СМИ, кого мне довелось в эти дни читать, не обратил внимания на то, о чем повествует Википедия, – что дед 53-летнего Сергея Гаврилова по материнской линии – похороненный в Грузии участник Великой Отечественной войны, капитан Григорий Нестерович Ломтадзе, что в 1989 году Сергей окончил МГУ по специальности «политическая экономия», в 1990-1993 годах был депутатом Тульского городского совета народных депутатов, в 1993-м защитил кандидатскую диссертацию. В свете этих фактов еще более вздорной выглядит выдвинутое против него грузинскими радикалами обвинение, что Гаврилов воевал на стороне Абхазии в 1992-1993 годах. С чего бы это пришло в голову уроженцу Тулы с грузинскими корнями, который в то время корпел над диссертацией? Но чего только не придет в голову и не будет подхвачено возбужденной толпой! Можно предположить, что этот фейк, неоднократно Гавриловым опровергнутый, родился в связи с тем, что в 2008 году он в Госдуме голосовал за признание независимости Абхазии и Южной Осетии, но то решение принималось, напомню, единогласно.
Your browser doesn’t support HTML5
Один из молодых активистов абхазского сегмента «Фейсбука» выразил недоумение по поводу того, что Гаврилов – «православный коммунист», а я удивился его удивлению: он что, никогда не слышал рассуждений на этот счет товарища Зюганова, который с некоторых пор обязательно стоит в храмах со свечкой во время православных праздников?
Что же касается реакции абхазского интернет-сообщества и общества в целом на осаду протестующими здания парламента в Тбилиси и указ президента России на следующий день 21 июня о запрете российским авиакомпаниям осуществлять воздушные перевозки граждан из России в Грузию с 8 июля, то было бы лицемерием утверждать, что они их расстроили. Одна активистка «Фейсбука», абхазская невестка, как у нас принято говорить, прибегла к популярному в Абхазии выражению «щири-щири», что в данном случае можно перевести как «так им и надо». Имелось в виду, что в последние годы можно было не раз услышать про восторги российских туристов о том, как их принимают в Грузии, чуть ли не на руках носят, а против туристической Абхазии из-за криминальных происшествий, которых, по объективному анализу, ничуть в целом не больше, чем в каком-нибудь российском курортном регионе, развернулась настоящая информационная война, вплоть до обращения некоей организации «Русский голос» в МИД России с требований внести Абхазию в «черных список» стран, не рекомендуемых туристам к посещению. И вот, мол, этот оскал грузинского национал-экстремизма с оскорбительными плакатами в адрес России и русских, нападениями на журналистов, объявленным повышением цен в объектах общепита для российских туристов в Тбилиси и Батуми, запретом демонстрации кинофильмов на русском языке наглядно показал, кто есть кто.
Можно назвать это злорадством, но злорадство злорадству рознь. Если народ, который находится в конфронтации к твоему, постигло стихийное бедствие, скажем, землетрясение, то радоваться этому мерзко. Но в данном случае инцидент в грузинском парламенте, сыгравший в Грузии роль «пушинки, сломавшей хребет верблюду», способствовал, как было воспринято в Абхазии, «срыванию масок» и восстановлению справедливости. Ну, и без надежд на то, что произошедшее перенаправит часть российского турпотока из Грузии в Абхазию, тоже не обошлось. Вот как прокомментировал упомянутый указ Путина один абхазский интернет-форумчанин: «Справедливое решение. Произошедшее в Грузии у меня просто не укладывается в голове... Природный артистизм грузин вскружил российским туристам голову, но нет худа без добра. Может, теперь поймут, как к ним там относятся. Такое у нас немыслимо. Уж русофобии у абхазов точно нет».
По прогнозам Ростуризма, поток туристов из РФ, которых в прошлом году посетило Грузию полтора миллиона, «сократится на 60-70%, если ситуация останется такой, какая она есть на данный момент. Рост продаж туров с переездом на автобусах может вырасти, но незначительно». И дело объясняется отнюдь не только усложнением авиасообщения с Грузией (тут могут выручить и Минск, и Ереван), но и политической составляющей для многих россиян, их неприятия того, что они увидели на телеэкране.
Абхазию в прошлом году посетило более миллиона российских туристов, но тут надо учесть, что не менее половины их числа было однодневными экскурсантами из Сочи. Заместитель директора национальной туристической компании «Турист» Руслан Кокоскир в интервью одному из российских СМИ заявил:
«Туристический поток в Абхазию из России в связи с происходящим в Грузии может увеличиться в два раза... Если в советское время Абхазия принимала до 3,5 миллиона человек, а было всего около 100 средств коллективного размещения, то сегодня около 450 таких объектов на территории Абхазии».
Но далеко не все интернет-комментаторы в Абхазии согласились с таким шапкозакидательским прогнозом – «в два раза». Были и язвительные отклики: «Таких экспертов у нас на «Брехаловке» хоть пруд пруди. Он рассчитывает, что все отказавшиеся ехать в Грузию, поедут к нам?»
Обсуждая тбилисский штурм парламента (с дубинками, слезоточивым газом и даже, говорят, выбитым журналисту резиновой пулей глазом), в абхазском обществе рассуждали и о том, насколько у нас возможно такое во время обострения внутриполитического противостояния. Да, с одной стороны, общество у нас настолько маленькое и с такими тесно переплетенными родственными связями, что подобного жесткого подавления властью протестных выступлений никогда не было и его даже трудно себе представить. С другой стороны, недавняя майская акция гражданского неповиновения оппозиции и приближающиеся (послезавтра начнется выдвижение кандидатов) президентские выборы заставили задуматься о том, до чего может довести избирательная горячка.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия