Идет четырнадцатый день протестов в Тбилиси. Организаторы акций «Стыдно» для поддержки духа митингующих планируют изменить формат протеста.
Гражданские активисты и сторонники Объединенной оппозиции сегодня днем устроили автомобильное шествие. Разделившись, часть из них направилась к резиденции председателя «Мечты», а другая – к зданию МВД.
«Пока палач Гахария не уйдет в отставку, акции будут продолжаться перманентно. Главный создатель 20 июня – Бидзина Иванишвили, который исполнил задание Путина», – говорит один из участников акции, наклеивая на двери здания МВД стикер с фотографией основателя «Грузинской мечты» и надписью, напоминающей нецензурную кричалку, известную со времен украинского Майдана. Правда, адресат в данном случае не Путин, а уже Иванишвили.
Тем временем организаторы серии акций «Стыдно» для поддержания духа митингующих планируют внести определенные изменения в формат протеста. В частности, как говорит один из них – Гига Макарашвили, к акциям добавится некий партизанский элемент, а вечерами у парламента – эпицентра протеста – будут проходить показы фильмов о российской политике, презентации книг и встречи с их авторами. Все это не закончится до тех пор, пока глава МВД – Георгий Гахария не возьмет ответственность за разгон митинга в ночь на 21 июня и не покинет свой пост, настаивают гражданские активисты.
Your browser doesn’t support HTML5
Этого же требует оппозиция. Говорит Георгий Канделаки из «Европейской Грузии»:
«Полиция подчиняется министру внутренних дел, а не министру сельского хозяйства или метеорологической службе. Соответственно, именно он ответственен за случившееся. Это как дважды два четыре. Какую бы версию они ни выдвигали, сами ли приняли (полицейские) решение стрелять людям по глазам или был отдан соответствующий приказ, – ответственен за это в любом случае их начальник», – сказал Канделаки журналистам.
В то же время мэр столицы Каха Каладзе фактически заявляет, что разгона вообще не было.
«Вся ответственность ложится на безответственных политических лидеров, которые подталкивали молодежь к штурму парламента. Разгон акции не планировался, его и не было. Это было отражение (удара) при попытке взять штурмом парламент и нападения на полицейских».
В свою очередь однопартиец Каладзе – Анри Оханашвили заявляет, что следствие все расставит по местам. При этом опасности того, что некто может повлиять на это следствие, по его мнению, не существует, а гарантией этому является закон и тот парламентский контроль, который будет осуществлен по делу.
За ним между тем обещает следить и Народный защитник Нино Ломджария. Правда, омбудсмен подчеркивает, что предмет их интереса не только представители правоохранительных органов, участвовавшие в разгоне, но и система в целом:
«Мы будем интересоваться не только расследованием действий конкретных полицейских, но и тем, что именно делает прокуратура, чтобы установить возможный факт незаконных приказов со стороны, в том числе, и высокопоставленных лиц, а также почему не удалось взять под контроль действия определенных полицейских. Я полагаю, что никто не должен быть освобожден от ответственности – ни в правовом ключе, ни в политическом – за то, что его сотрудники нарушали права человека. В любой, а особенно в такой системе, как МВД, у любой группы сотрудников есть лицо, осуществляющее над ними надзор, в ходе акции такой контроль тоже должен был быть».
В рамках следствия, которое ведется в связи с событиями, развернувшимися на проспекте Руставели в ночь на 21 июня, были приостановлены полномочия десяти правоохранителям. Как заявили в МВД 24 июня, «в действиях двух правоохранителей были выявлены признаки уголовного преступления, и все материалы для последующего реагирования отправлены в Генеральную прокуратуру».