«Да», «нет» и «не знаю» национальных меньшинств Грузии

Результаты опроса показывают, что этнические меньшинства имеют точки зрения, отличные от мнения остального населения Грузии

Национальный демократический институт (NDI) подводит итоги многолетних исследований общественного мнения в регионах Грузии, где компактно проживают этнические меньшинства. За годы работы выяснилось, что взгляды людей, живущих на этих территориях в замкнутых общинах, разительно отличаются от мнения остального населения Грузии.

«Граждане Грузии, представляющие этнические меньшинства, исторически меньше поддерживали членство в Европейском Союзе и НАТО и придерживались более благоприятного мнения о России, демонстрировали ностальгию по советскому прошлому и проявляли склонность к антизападному курсу», – это выдержка из вступления к отчету Национального демократического института (NDI), объединившего данные исследований общественного мнения по ключевым вопросам грузинской политической повестки. Но, как отмечают авторы исследования, не все так просто.

«Изучение общественного мнения показало важные различия между жителями армянской и азербайджанской общин, в особенности связанные с их отношением к внешней политике Грузии и политике безопасности. Так, армяне придерживаются крайне противоречивых взглядов в вопросах, связанных с Россией, в то время как в азербайджанских поселениях по этому вопросу очень высокий уровень ответов «не знаю». При этом неопределенность среди азербайджанцев касается не только внешней политики, но и большинства других вопросов. Например, более половины азербайджанских респондентов не знают имени премьер-министра страны, что свидетельствует о тревожной изоляции от остальной части Грузии», – говорится в исследовании.

Your browser doesn’t support HTML5

«Да», «нет» и «не знаю» национальных меньшинств Грузии

Отдельного внимания заслуживает отношение нацменьшинств к прозападному курсу страны. В то время как поддержка членства Грузии в ЕС в общем по стране равна 77%, в местах компактного проживания армян и азербайджанцев настроения отличаются. Так, интеграцию в Евросоюз поддерживают 68% этнических армян и 54% азербайджанцев. Интересен и еще один факт – в отличие от большинства грузин, которые называют главным препятствием на пути в ЕС наличие территориальных конфликтов, армяне основной проблемой интеграции считают слабую экономику и отсутствие политической воли. В то время как азербайджанцы предпочитают ответ «не знаю».

Еще один принципиальный для Грузии вопрос: стремление в НАТО не пользуется популярностью среди национальных меньшинств. На фоне 74% поддержки по стране лишь 28% армян и 39% азербайджанцев одобряют членство в этом военно-политическом блоке. При этом критическое различие заключается в том, что в азербайджанских поселениях у 41% местных жителей попросту нет мнения на этот счет. В то время как 49% этнических армян активно не одобряют членство в НАТО. Причины же неодобрения существенно отличаются от тех, которые приводят в качестве аргументов противники интеграции в НАТО грузинского происхождения.

«В то время как по всей стране грузины, поддерживающие курс в НАТО, делают это, потому что считают, что оно обеспечит большую безопасность, респонденты из числа национальных меньшинств, поддерживающие членство в НАТО, не называют это главной причиной. Армяне больше внимания уделяют экономическим выгодам членства в НАТО, в то время как у азербайджанцев снова высокий процент ответов «не знаю». Грузины, которые не одобряют членство в НАТО, в первую очередь ссылаются на убеждение, что это вызовет конфликт с Россией (51%) или будет угрожать статусу оккупированных территорий (12%). Интересно, что, хотя 62% азербайджанцев также считают, что членство в Североатлантическом альянсе вызовет конфликт с Россией, только 25% армян называют это причиной своего неодобрения. Среди их опасений – угроза независимости Грузии и уверенность в том, что вступление в НАТО не защитит страну», – говорится в исследовании.

Результаты опроса показывают, что жители армянских и азербайджанских поселений также имеют точки зрения, отличные от мнения остального населения Грузии, в отношении безопасности и роли России. Если в целом по стране люди считают, что российская военная агрессия является самой большой угрозой безопасности, а НАТО – основным гарантом этой безопасности, для нацменьшинств картина совсем другая.

Лишь немногие армяне указывают на Россию как на угрозу, а азербайджанцы вновь предпочитают ответ «не знаю». При этом на вопрос, «получит ли Грузия больше пользы от членства в ЕС и НАТО или от более тесных связей с Россией», более половины (53%) армян и 43% азербайджанцев предпочитают улучшение отношений с Россией и только треть выбирает европейскую и евроатлантическую интеграцию.

Глава представительства NDI в Грузии Лора Торнтон считает такую тенденцию довольно тревожным сигналом для руководства страны:

«Как вы видите, мы получили очень интересные данные по национальным меньшинствам. Отношение к НАТО, например, у армяноязычного населения довольно негативное. В то время как азербайджаноязычное население не может сформировать мнение об этом. Это говорит, что эти две части общества требуют разного подхода. В отношении армяноязычного сообщества нужно постараться убедить изменить их взгляды, в то время как азербайджаноязычным необходимо предоставлять больше информации».

На сегодняшний день источниками информации для населения территорий компактного проживания этнических меньшинств, согласно исследованию, в основном служат негрузинские СМИ. 40% опрошенных в армянских поселениях и 27% в азербайджанских смотрят новости в основном на русском языке. При этом армяне пользуются интернетом по аналогии с грузинами по всей стране, причем 69% хотя бы раз в неделю. Использование же интернета азербайджанцами заметно ниже, причем треть (34%) опрошенных признаются, что никогда не пользуются интернетом.