Обзор югоосетинской прессы

Уастырджы, в числе других немногочисленных символов осетинского народа, является частью национального самосознания

«Об опасности ревизии религиозной сферы Осетии» пишет газета «Республика». В центре внимания издания попытки сделать святого Уастырджы христианином. Поводом для публикации послужила статья в «Стыр Ныхас» – печатном органе международного общественного движения «Высший Совет осетин». Небольшая заметка вызвала огромный общественный резонанс по обе стороны от Кавказского хребта. «Была представлена очередная ненавязчивая попытка привязать к православию сакральный образ небесного Уастырджы, покровителя воинов, путников и мужчин, «превращение» этого представителя древнего осетинского религиозного пантеона в христианского святого через крестное знамение», – пишет «Республика». Редакция газеты связалась с руководителем движения «Высший Совет осетин» Русланом Кучиты, который позже на своей странице в Facebook назвал опубликованную притчу «не очень умной, кем-то выдуманной и неправильно переведенной» и возложил вину за произошедшее на главного редактора издания «Стыр Ныхас». Автор считает эту историю попыткой нивелирования всего национального: «На протяжении столетий традиционная национальная вера и православие воспринимались нашим народом одинаково близко, без конфликтов. Порой даже как одно целое. Именно в этом состоит этнокультурный феномен религиозного мира осетинского народа. Однако сегодня формируется пока скрытая, но устойчивая тенденция к навязыванию доминирования одной религии. Уастырджы, в числе других немногочисленных символов осетинского народа, является частью национального самосознания. Этой высшей сущности нет у других народов, это, образно говоря, эксклюзивный религиозный символ с осетинской окраской. Но кому-то понадобилось лишить нас этого символа, выхолостить его образ», – пишет «Республика».

Your browser doesn’t support HTML5

Обзор югоосетинской прессы

Блогер Алан Парастаев комментирует статью агентства «Царьград» под названием «11 лет независимости: Как живет Южная Осетия без Грузии». Блогер обращает внимание на некоторые неточности. Главная из них – хронология событий. Парастаев отмечает, что журналисты забыли о 16 годах истории республики, а именно о том, что было до 2008 года. «Независимости нашей 27, а не 11 лет, и провозгласили мы ее 29 мая 1992 года, когда Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости Республики Южная Осетия. И это были годы, полные войн, политической борьбы, социально-экономических проблем, которые мы выдержали, и непонятно, почему их регулярно вычеркивают из нашей жизни», – вопрошает Алан Парастаев. Он отмечает, что авторы статьи в этом виноваты лишь частично: «Мне кажется, это мы сами, просто не можем внятно объяснить, что и когда у нас случилось».

Газета «Южная Осетия» публикует мнения экспертов о возвращении России в ПАСЕ и возможных последствиях этого события для республики. По мнению заместителя руководителя администрации президента РЮО Алана Джуссоева, произошедшее говорит о том, что Грузия, Украина, Прибалтика, Молдова, которые являются некой буферной зоной РФ, немного поднадоели Европе. Там понимают, что невозможно развитие региона без взаимодействия с Россией. «Я думаю, что в Европе уже хотят услышать альтернативную позицию, причем не только по Южной Осетии, но и по Донбассу, Сирии, Грузии и по событиям в Югославии», – считает Джуссоев. Югоосетинский эксперт Юрий Вазагов отмечает, что голосование по данному вопросу стало тревожным звоночком для Грузии, Украины, Литвы, Эстонии и других избравших роль главных проводников интересов США на пространстве бывшего СССР. «Суть месседжа, направленного им на этой неделе, заключается в том, что нескончаемая антироссийская истерия перестает быть ходовым товаром на политическом рынке Европы», – цитирует Вазагова «Южная Осетия».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия