Центральная избирательная комиссия Абхазии зарегистрировала сегодня инициативную группу по выдвижению кандидатом в президенты Абхазии действующего президента Рауля Хаджимба. Таким образом, в республике за восемь дней озвучены уже имена девятерых предполагаемых кандидатов.
Начавшаяся в среду 26 июня регистрация в ЦИКе инициативных групп и политических партий, выдвигающих кандидатов в президенты, будет продолжаться еще почти две недели, до 16 июля. Но, как видим, примерно за треть отведенного срока в ЦИК обратилось уже восемь инициативных групп и три политические партии. Предполагался ли такой ажиотаж ранее, до официального старта кампании?
В значительной мере да, поскольку все выдвижения, кроме пары вчерашних, были уже так или иначе, начиная с марта, проанонсированы в СМИ, или, по крайней мере, в социальных сетях. Кстати, эпоха соцсетей внесла свои коррективы в представления об агитационном периоде. Как придирчиво тот же Центризбирком и все общество следили всегда за тем, чтобы в СМИ до официальной регистрации не назвали «выдвиженца» кандидатом и, тем более, не начали агитацию за него! Но что предъявишь пользователям Facebook, которые, являясь сторонниками того или иного претендента на президентское кресло, в массовом порядке уже давно нынче стали размещать в своих аккаунтах их биографии, посты в их поддержку, видеоролики с их рассуждениями про «текущий момент»? Просто невозможно ни уследить за этим всем, ни «пресечь» это…
Your browser doesn’t support HTML5
А рассуждения про возможных претендентов – и по сарафанному радио, и в интернет-сообществе, и в СМИ появились еще гораздо раньше. И тут надо обратить внимание на существенную разницу между нынешними, очередными президентскими выборами и двумя предыдущими кампаниями – 2011 и 2014 годов. Обе их можно назвать «скоропостижными»: в первой из них выборы были назначены на конец августа после действительно скоропостижной смерти второго президента РА Сергея Багапша 28 мая, а во второй – снова на конец августа после нескольких дней двоевластия 27 мая – 1 июня и заявления об уходе в отставку третьего президента Александра Анкваба. Исходя из этого, две названные кампании развивались стремительно, в течение менее трех месяцев, и зарегистрированных кандидатов в них было не так много – трое и четверо.
А вот перед выборами 2004 и 2009 годов, которые были очередными, зарегистрированных кандидатов в первом случае было пятеро (пыталось поначалу выдвинуться восемь), во втором – такое же количество. И так же, как нынче, у названных избирательных кампаний был большой «разбег», с многомесячным обсуждением возможных кандидатур. Скажем, про формулу «пять плюс пять» (то есть о выдвижении Сергея Багапша на второй пятилетний срок) было заявлено на съезде провластной тогда партии «Единая Абхазия» еще в январе 2009 года, почти за год до выборов. И он выиграл выборы во второй раз, но, увы, формула «пять плюс пять» так и не осуществилась, как мы знаем.
Итак, нынче рекорд по количеству «выдвиженцев», который был установлен в 2004-м, уже побит. Что касается лидера политической оппозиции Аслана Бжания, то он проходит курс лечения в Германии, но его соратники распространили в интернете фотоснимок его записки, где он сообщает, что настроен на избирательную борьбу и просит их зарегистрировать его выдвижение в ЦИКе до 15 июля. Кстати, член лингвистической комиссии ЦИК Абхазии Алексей Касландзия сообщил в СМИ, что процедура экзамена по абхазскому языку для кандидатов в президенты не изменилась с выборов 2014 года. А поэтому зачем заставлять человека сдавать его во второй раз, не утерял же он владение языком за пять лет? Все кандидаты, которые сдавали экзамен в 2014 году, не будут сдавать его нынче… Таких, предположительно, может быть трое – кроме Аслана Бжания, Рауль Хаджимба и Леонид Дзапшба.
В первый день, 26 июня, как я уже рассказывал на «Эхе Кавказа», были зарегистрированы инициативная группа по выдвижению парламентария Алмаса Джапуа и политическая партия «Акзаара», которая проводит завтра съезд, на котором будет выдвигать бывшего министра внутренних дел и кандидата в президенты республики Леонида Дзапшба. В четверг 27 июня зарегистрировалась группа, выдвигающая бизнесмена Астамура Какалия, в пятницу 28 июня – словно сговорившись, еще двоих Астамуров – также бизнесмена, бывшего председателя СГБ и вице-премьера Тарба и бывшего руководителя госкомпании «Абхазчай» Отырба.
А вот начало текущей недели выдалось «малопродуктивным» – в понедельник 1 июля была зарегистрирована партия «Единая Абхазия», а во вторник 2 июля – партия «Амцахара», но руководители обеих оппозиционных партий не стали пока раскрывать карты и сообщать, кого собираются выдвигать. Наконец, вчера было сразу три посещения ЦИКа инициативными группами – бывшего вице-премьера правительства, бывшего кандидата в вице-президенты Шамиля Адзынба, преподавателя АГУ Артура Анкваба и бывшего замминистра иностранных дел Олега Аршба,
К особенностям нынешней избирательной кампании наблюдатели относят, среди прочего, то, что некоторые «тяжеловесы» абхазской политики перешагнули 65-летний возраст – предельный для избрания президентом (не исключено, что в будущем этот возрастной ценз, нигде, кажется, больше сейчас не существующий, будет у нас отменен), но продолжают оказывать существенное влияние на политическую борьбу. В связи с этим ходят настойчивые слухи, что некоторые малоизвестные обществу «выдвиженцы» поддерживаются именно такими политиками-ветеранами.
И еще одно умозаключение. Кое-кто в абхазском обществе задолго до официального старта избирательной кампании, предполагая, что будет «слишком много» кандидатов, переживал: не осложнит ли это наши выборы и не приведет ли к неким «эксцессам»? Однако международный опыт, в частности опыт соседних с Абхазией стран, показывает, что в таком «переизбытке» как раз нет ничего страшного. «Статисты» соберут максимум несколько процентов голосов, некоторые и процента не соберут – и отсеются. Главное – чтобы не возникло спорной ситуации, подобной той, которая была в октябре 2004-го из-за «опасного сближения» цифр в результатах голосования.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия