Страсбургский суд принял к производству две жалобы, связанные с нарушением прав жителей Ингушетии, и направил по этим делам вопросы к правительству России, на которые оно должно ответить до конца сентября текущего года. В обоих случаях жалобы были подготовлены юристами ПЦ «Мемориал».
В Ингушетии сменилась власть, и теперь от нового руководителя республики ждут не только решения текущих социальных, общественно-политических проблем, но по наследству ему достанутся и все другие нерешенные проблемы, возникшие в обществе в период правления его предшественников. Одна из них – установление местонахождения пропавших без вести жителей Ингушетии как в период осетино-ингушского конфликта, так и во времена активной борьбы с вооруженным подпольем на территории республики.
Новость, пришедшая на этой неделе из Европейского суда по правам человека, напомнила об одном очень резонансном деле, связанном с похищением молодой ингушской девушки Залины Елхороевой. Произошло это 22 декабря 2010 года на окраине с. Чермен Пригородного района Северной Осетии.
Your browser doesn’t support HTML5
По словам отца Залины Идриса Елхороева, его дочь возвращалась в этот день вместе со снохой из Владикавказа на такси. На территории селения Чермен, недалеко от поста КПМ-105 МВД РСО-А (так называемый черменский круг), такси заблокировали четыре бронированных автомобиля УАЗ и серебристый ВАЗ-2114. Находившиеся там вооруженные люди в масках и камуфляжной форме приказали всем выйти из машины и предъявить документы. Проверив паспорта, они увезли Залину в неизвестном направлении. Примерно через час после ее похищения родственники обратились с письменным заявлением за помощью в розыске Залины в отделение милиции селения Майское Пригородного района РСО-А. На следующий день Идрис Елхороев обратился с письменными заявлениями в прокуратору РИ, УФСБ РФ по РИ, Совет безопасности РИ, однако установить местонахождение Залины не удалось.
Известно, что Залина Елхороева ездила в г. Владикавказ на свидание к младшему брату, Тимуру Елхороеву, который на тот момент содержался в местном СИЗО и впоследствии был осужден на четыре года лишения свободы за создание НВФ.
Уголовное дело по факту похищения молодой девушки возбудили в феврале 2011 года, но положительного результата это не принесло. Общественность Ингушетии несколько лет пыталась держать на контроле ход расследования уголовного дела. В начале 2012 года ингушские блогеры провели сетевой флешмоб «Где Залина Елхороева?», в ходе которого вопросы о дальнейшей судьбе похищенной девушки задавались главам двух республик Евкурову и Мамсурову. Первым на вопросы активистов в своем блоге ответил Евкуров, который напомнил, что похищение произошло не в Ингушетии, заверил всех в том, что сам не меньше других хочет установить судьбу пропавшей девушки, для чего задействовал все механизмы, предусмотренные законом, и призвал жителей республики не верить всему, что пишут в интернете. Ответ Мамсурова опубликовали на официальном сайте МВД РФ по РСО-Алания, из которого следовало, что Залина Елхороева на территории республики преступлений не совершала, соответственно, сотрудниками северо-осетинской милиции не задерживалась, а по факту ее безвестного отсутствия межрайонным следственным отделом СУ СК РФ по РСО-Алания возбуждено уголовное дело.
Родственники при помощи правозащитных организаций продолжали вести переписку, подавать жалобы в суд на бездействие следственных органов, но вопрос «Где Залина Елхороева?» до сих пор остается открытым. Теперь на этот вопрос должно ответить правительство России, после того как Европейский суд коммуницировал жалобу Идриса Елхороева, поданную им в сентябре 2018 года на нарушение Россией ряда статей Европейской конвенции по правам человека (ст.ст. 2, 3, 5 и 13 ЕКПЧ).
Жалобу помог составить юрист ПЦ «Мемориал» Иса Гандаров. «Как правило, по уголовным делам ЕСПЧ считает окончательным решение второй судебной инстанции внутри страны, – говорит Иса, – но по данному делу не было и не может быть окончательного внутреннего решения, так как нарушения Конвенции в настоящей жалобе носят длящийся характер. И заявитель обратился в ЕСПЧ, убедившись в неэффективности внутренних средств правовой защиты после получения очередного отрицательного решения Верховного суда РСО-А».
Возможно, пройдет еще несколько лет, прежде чем Европейский суд вынесет окончательный вердикт по этому делу, но на сегодняшний день это пока единственный шанс выяснить судьбу похищенной девушки.
Такой же шанс появился и в деле похищения бывшего сотрудника правозащитной организации «МАШР» Зураба Цечоева. Силовики похитили Цечоева из его дома в станице Троицкая (Ингушетия) рано утром 25 июля 2008 года, его пытали, ему угрожали, от него требовали уйти из «МАШР» и покинуть республику. Отпустили в тот же день, потребовав, чтобы он никому не жаловался на истязания. Цечоев их не послушался. Несмотря на то, что было возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий, найти виновных следствию не удалось. Юристы «Мемориала» помогли Зурабу в 2010 году направить жалобу в ЕСПЧ. 4 июля текущего года стало известно, что жалобу Цечоева суд принял к рассмотрению.
К сожалению, лишь небольшой процент дел, связанных с похищением жителей Ингушетии, попадает в ЕСПЧ, но даже по тем делам, по которым ЕСПЧ обязывает Россию проводить эффективное расследование, ничего практически не делается. От ушедшего в отставку Евкурова жители Ингушетии ждали практических шагов в активизации поиска пропавших без вести людей, теперь эти надежды будут возлагать на нового главу республики.