Гахария никто не верит

В центре протеста – на проспекте Руставели – основная часть митингующих смотрела интервью на большом экране

Кто отдал приказ разогнать митинг в ночь на 21 июня, что думает об этом Бидзина Иванишвили и можно ли проводить параллели между июньскими событиями и 26 мая 2011 года? На все эти вопросы накануне в эфире телекомпании «Пирвели» ответил министр внутренних дел Георгий Гахария – человек, отставки которого требуют участники антиоккупационных акций «Стыдно!».

«Разумеется, этот приказ отдал я», – сказал Георгий Гахария, тем самым окончательно рассеяв все сомнения по поводу того, кто именно принял решение о разгоне митинга. Хотя сам министр эту формулировку верной не считает:

«В первую очередь слово «разгон» в этом случае не следует использовать в правовом смысле. Это была не мирная акция. К 10 часам вечера она превратилась в организованный штурм парламента».

Пока Георгий Гахария отвечал на вопросы журналистки Инги Григолия, которую министр упорно называл Ирмой, участники антиоккупационных акций ожидали его у здания телекомпании «Пирвели». В то же время в центре протеста – на проспекте Руставели – основная часть митингующих смотрела интервью на большом экране. «Ложь!» – начали кричать они, когда Гахария заявил, что пули, использованные полицией в ночь на 21-е, «не являются летальными и определены законом».

Your browser doesn’t support HTML5

Гахария никто не верит

Министр убежден, что между разгоном 26 мая 2011 года и июньскими событиями есть принципиальные различия. Так, в первом случае, по его словам, речь шла о «карательном мероприятии в отношении участников мирной акции», а в ночь на 21 июня правоохранители «отразили» (удар) штурм здания парламента и нападение на полицейских. Более того, Гахария сказал, что, возможно, с применением специальных средств они немного опоздали.

«До семи часов утра оставшаяся группа людей просто громила город. Что касается того, где был я, – я был там. Я лично видел, как некоторые политики руководили этим штурмом. Лично, и при этом я был не один – со мной были послы нескольких стран. Следствие докажет, кто там был и в чем принимал участие», – сказал Гахария.

Именно упоминание министром послов стало сегодня одним из самых обсуждаемых аспектов интервью. Один за другим представители дипкорпусов в беседе с журналистами отрицали, что находились в ночь на 21 июня в парламенте. Посол Франции в Грузии Паскаль Менье тоже «открестился» от сказанного Гахария, правда, «сдал» посла Германии Хуберта Книрша, заявив, что последний звонил ему в тот вечер из парламента.

Позже замминистра внутренних дел Нино Джавахадзе уточнила:

«Ночью 20-го июня, если вы помните, посол Германии сделал заявление прямо у парламента. Что касается остальных послов, – они были с нами на линии всю ночь, следили за процессом. Посол Германии фактически до конца оставался в парламенте, когда ситуация накалилась и начался штурм парламента, он зашел в здание и находился там».

Оппозиции интервью Гахария показалось, мягко говоря, неубедительным: они говорят, что министр лжет, и предрекают ему скорую «политическую кончину».

«Ничем не подтверждается, что якобы было сделано предупреждение перед использованием слезоточивого газа. Гахария солгал и тогда, когда заявил, что все действия предпринимались в связи с необходимостью отражения (удара). И, что самое главное, он солгал, сказав, что остаться на должности – это вопрос его ответственности сейчас. Наоборот, господин Гахария, ответственность – это ваш уход. И ему, министру, который не только виновник, устроивший своему народу 20 июня, но и лгун, – придется уйти», – сказал Серги Капанадзе.

В команде «Мечты» в то же время считают, что Гахария показал себя достойно, и выражают солидарность с приведенными им накануне аргументами. Говорит Ираклий Сесиашвили:

«Оценки радикальных политических групп, которые в ответе за эскалацию насилия, для меня совершенно бессмысленны. У меня создалось впечатление, что вчера Гахария ответил на все важные вопросы, и я уверен, что общественность получила все ответы по поводу тех аспектов, которые, возможно, были для них неясными. Это многим бы не понравилось, потому что правда сурова: а состоит она в том, что «Нацдвижение» и ему подобные спровоцировали насилие, не призывали митингующих прекратить его, потом убежали, спрятались и пытаются уйти от ответственности сейчас – все это указывает на то, что это был конкретный план».

И еще из вчерашнего интервью. На вопрос, обсуждал Гахария с отцом-основателем «Мечты» Бидзиной Иванишвили события ночи 21 июня, за которой, кстати, в обществе уже прочно закрепилось название «гавриловской», – Гахария ответил утвердительно. По его словам, Бидзина Иванишвили частично разделяет его позицию, частично – нет.