На прошлой неделе состоялось заседание Центральной избирательной комиссии по выборам президента. ЦИК отложил решение вопроса об открытии избирательных участков за пределами Абхазии.
Вопрос об открытии избирательных участков за пределами Абхазии возникает на каждых президентских выборах. Обычно избирательные участки создаются в тех странах, где многочисленна абхазская диаспора – России (Москва и Черкесск) и Турции. Так, к примеру, в 2011 году на избирательных участках за пределами Абхазии проголосовало около трех тысяч человек. На выборах в 2014-м – чуть больше, так как избирательный участок впервые был открыт в Турции, где проживает значительная абхазская диаспора. Однако добраться до избирательного участка и проголосовать в Стамбуле смогли лишь 500 граждан Абхазии.
Но избирательный участок в Турции подарил абхазским выборам яркие впечатления: депутат турецкого парламента, этнический абхаз Энгине Папба не отдал турецким полицейским, которые, по жалобе посла Грузии в Турции нагрянули в абхазское представительство, урну с избирательными бюллетенями. За противостоянием Энгине Папба и турецких полицейских тогда следила вся Абхазия в режиме реального времени. А после был суд, который признал, что законодательство Турции не запрещает создание избирательных участков на территории культурных центров.
Your browser doesn’t support HTML5
Было бы логично ожидать, что на этих выборах будут открыты избирательные участки в Сирии и Иордании, где также проживают граждане Абхазии.
Однако некоторое время назад в обществе, с подачи нескольких депутатов парламента, возникла полемика. Некоторые народные избранники считают нецелесообразным открытие избирательного участка в Турции.
Я и сама сторонница целесообразности и ценю умение «по одежке протягивать ножки». Но в данном конкретном случае речь не шла даже о целесообразности, главным аргументом стала убежденность в том, что не стоит открывать избирательные участки в странах, не признавших Абхазию.
Следуя такой логике, можно дойти до чего угодно: не ездить в страны, не признавшие Абхазию, не лечиться в медицинских учреждениях – к примеру, Германии или Израиле (не говоря уже о Грузии), – не общаться с американцами во время женевских консультаций, не отправлять своих детей в Чехию на обучение, не покупать себе квартиры в Лондоне, не жениться на француженках. А еще можно запретить гражданам всех стран, не признавших Абхазию, въезд в нашу страну. Думаю, что продолжать этот маразматический перечень можно бесконечно. Но дело в том, что возможность участия в выборах президента мы предоставляем не странам, признавшим или не признавшим Абхазию, а гражданам нашей страны, поэтому вопрос признания, как и численности избирателей, лишен всякого смысла.
Ведь речь идет о более важных вещах – сопричастности к политическим процессам, которые происходят на исторической родине. Немаловажный фактор и популяризация страны, которая косвенно происходит в результате любой выборной кампании за границей. Все это невозможно измерить ни деньгами, ни численностью голосов. К тому же проведение выборов за пределами Абхазии обходится стране не столь дорого – транспортные расходы, связанные с направлением представителя ЦИК на избирательный участок, бланки и урны.
Однако вопрос о выборах за пределами страны возникает на каждых президентских выборах, и происходит это потому, что закон о выборах не содержит четких и обязательных предписаний. Закон как решето: в нем не прописаны избирательные права граждан Абхазии, живущих за ее пределами. Остается в очередной раз выразить сожаление, что наши законодатели не утруждают себя систематической работой над законами и не ощущают своей ответственности за напряженность, возникающую на каждых президентских выборах – по причине того, что каждая политическая сила по-своему трактует закон.
Нынешние выборы, скорее всего, не будут исключением. В Центральную избирательную комиссию не поступили еще пакеты документов, необходимые для создания избирательных участков за пределами Абхазии. Но и когда они поступят, останется масса вопросов, которые не прописаны в законе, и ЦИК будет вынужден решать их на свой страх и риск под давлением различных политических сил.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции