Прошло 25 дней после разгона митинга 20 июня, однако ни ясности, ни виновных не появляется. Оппозиция предлагает создать парламентскую комиссию для расследования этих событий, однако власти призывают не торопить события.
Пока Генеральная прокуратура Грузии вникает в детали драматической ночи, политики продолжают словесную дуэль. Напомним, при разгоне митинга 20 июня ранения различной степени тяжести получили более 280 человек.
Сегодня премьер-министр Мамука Бахтадзе на встрече с журналистами вновь высказал позицию правительства. Ее условно можно разделить по нескольким пунктам:
– Силовики не планировали применения спецсредств, но были вынуждены прибегнуть к ним после того, как стало ясно, что демонстранты усиливают штурм здания парламента;
– Были случаи превышения полномочий со стороны полиции. В рамках расследования отстранены от должности 10 силовиков, но окончательный ответ должно дать следствие.
Your browser doesn’t support HTML5
– Необходимо дать правовую оценку событий, и в первую очередь по поводу действий деструктивной части оппозиции.
В конце выступления премьер Бахтадзе обрушился с прямыми угрозами в адрес «Нацдвижения»:
«Никто не уйдет от ответа. Процесс, который начался 21 июня, будет доведен до логического конца. И это в первую очередь касается тех безответственных политиков, которые использовали справедливый протест молодежи в узкопартийных целях».
Эмоциональный ответ премьера не остался без реакции оппозиции. Там считают, что за риторикой властей прослеживается попытка замять вопрос. Глава парламентской фракции «Нацдвижения» Роман Гоциридзе видит выход в создании временной парламентской комиссии:
«Прошел почти месяц, а воз и ныне там. Как неоднократно случалось, власти пытаются до бесконечности затянуть расследование, так как чувствуют свою вину. По этой причине мы больше не рассчитываем на объективность расследования. Надеюсь, наше требование поддержит треть депутатского корпуса, и в ходе собственного расследования мы получим все ответы на все вопросы, в том числе и главный – кто именно отдал приказ на разгон митинга».
В «Европейской Грузии» собираются поддержать запрос коллег. По словам члена политсовета партии Елены Хоштария, доверия к прокуратуре нет:
«Пошел 26-й день с того разгона, и нет даже элементарных подвижек. Мы видим отношение властей к этому вопросу – путем лжи и инсинуаций увести расследование как можно дальше от зоны ответственности министра МВД Гахария, отставки которого общественность требует с той ночи. У меня нет иллюзий, что часть депутатов большинства поддержит предложение по созданию комиссии. Однако пусть это будет легитимной попыткой расставить все точки над i».
О позиции МВД можно судить по заявлениям замминистра Кахи Сабанадзе, высказанным сегодня в интервью агентству IPN:
«Мирные демонстранты не получали повреждений, мы обратились к участникам акции с предупреждением, что начинаем восстанавливать законность, после чего мирных митингующих там больше не должно было оставаться. Однако в массе людей все могло произойти. Мы не разгоняли мирный митинг, как это пытаются преподнести наши оппоненты».
Недоверие в адрес следственных органов высказали и в рядах правящей партии. По мнению мажоритарного депутата «Грузинской мечты» Левана Коберидзе, после высказываний замминистра ни у кого не должно оставаться иллюзий, что следствие может пойти по объективному пути:
«Мы видим, что не только по этому вопросу, но и по множеству других актуальных запросов общественности следственные органы до бесконечности затягивают расследование. Я хочу сказать людям, что бесполезно требовать чего-либо от правительства, это ничего не принесет, кроме потери времени и ресурсов. Общественности необходимо сконцентрироваться вокруг грядущих парламентских выборов 2020 года и после этого требовать наказания тех людей, которые преднамеренно заводили следствие в тупик», – призвал Леван Коберидзе.
Ближе к вечеру на специальном брифинге в Генеральной прокуратуре было заявлено, что на основании видеоматериалов был выявлен сотрудник полиции, уличенный в превышении полномочий в отношении участников митинга. Имя его не разглашается.