Мюнхенский демарш Зурабишвили

Как отметили наблюдатели, Саломе Зурабишвили в очередной раз подтвердила: для нее существует одно единственное правильное мнение – ее собственное

Мюнхенская встреча президента Грузии со студентами обернулась скандалом. Острые политические вопросы вместо диалога о культуре и спорте привели главу государства в ярость.

Скандалом закончилась встреча президента Грузии Саломе Зурабишвили с представителями грузинской общины в Германии, в основном студентами. Двое участников беседы в Мюнхене опротестовали силовой разгон акции протеста в Тбилиси в ночь на 21 июня. Теолог Мириан Гамрекелашвили и его друг Георгий Химшиашвили закрыли ладонями правый глаз в символическом жесте, напоминающем о трагических последствиях действий спецназа во время разгона акции перед парламентом, когда по меньшей мере двое ее участников лишились глаза.

Дерзости со стороны студентов предшествовала довольно бурная дискуссия – участники встречи не захотели разговаривать на предложенные президентской администрацией темы. Проживающую в Германии грузинскую молодежь интересовали острые вопросы сегодняшней политической ситуации. В частности, отношение президента к российской тематике.

Your browser doesn’t support HTML5

Мюнхенский демарш Зурабишвили

В результате разговор перерос в спор, закончившийся тем, что некая представительница администрации назвала оппонентов необразованными и обвинила в политической ангажированности бывшей правящей партией «Национальное движение»:

«Вы, ребята, как видно, не читаете… необразованные…»

На что тут же получила ответ от одной из участниц дискуссии:

«Вы называете присутствующих здесь необразованными из-за того, что у кого-то возник легитимный вопрос. Среди нас нет маленьких детей, и здесь не Советский Союз, чтобы в силу своего возраста можно было оскорблять кого-то».

Но президенту, и так не слишком жалующей тех, кто задает острые политические вопросы, своенравие студентов, видимо, пришлось не по нраву. Как отмечают присутствовавшие на встрече, госпожа Зурабишвили была вне себя – особенно главе государстве не понравился вопрос относительно того, не считает ли она нынешний политический курс власти, в том числе свой собственный, способствующим проведению российских интересов в регионе.

Один из главных фигурантов скандала теолог Мириан Гамрекелашвили объяснил ситуацию и свою реакцию так:

«Мы хотели услышать мнение президента по поводу акции протеста, хотели услышать от президента, что она думает о России. Была поднята и проблема Давида Гареджи. Нино Имнадзе, одна из участников встречи, зачитала заявление президента от 2017 года, в котором та оценивает учения НАТО в Грузии как негативный фактор и геополитическую угрозу. Однако президент сказала, что это было раньше, теперь же ее мнение изменилось, она сама многое пересмотрела в своих взглядах и теперь другой человек. За этим последовали более острые вопросы, и одна из тех, кто пришел с президентом, эта женщина, она не представилась, назвала студентов непросвещенными, неграмотными, обвинила их в партийной ангажированности. После поднявшегося шума президент оставила встречу, не попрощавшись. Но перед тем как она ушла, мы с моим другом господином Химшиашвили сделали этот жест, которым выразили наш протест».

По словам Гамрекелашвили, он не хочет жить в таких условиях, когда можно лишиться зрения за то, что против чего-то протестуешь. Сам он, отмечает Гамрекелашвили, хотел поинтересоваться у президента, намерена ли она в рамках своего визита в Мюнхен посетить находящуюся там на лечении Мако Гомури – девушку, потерявшую глаз в ходе разгона митинга в ночь с 20 на 21 июня и ставшую символом протеста. Но не успел. Саломе Зурабишвили предпочла «хлопнуть дверью».

Как подчеркнул другой участник дискуссии Георгий Химшиашвили, присутствовавшим на встрече было бы странно обсуждать с президентом культуру или спорт, когда в стране острый политический кризис. Именно в этом, по словам студента, была суть их протеста. И участники дискуссии не ожидали столь острой реакции на политические вопросы. Пусть даже и довольно жесткие. По мнению Химшиашвили, президент на то и является главой государства, чтобы отвечать на любые вопросы, поставленные гражданами страны, которую она возглавляет.

Но у президента, видимо, другое мнение. Как отметили наблюдатели, Саломе Зурабишвили в очередной раз подтвердила: для нее существует одно единственное правильное мнение – ее собственное. Официального комментария относительно мюнхенского инцидента от администрации главы государства получить не удалось.