Абхазское криминальное чтиво

В течение нескольких последних дней основную тему нынешнего лета в Абхазии – президентских выборов – серьезно потеснила криминально-правовая

Резонансные уголовные дела стали предметом горячих политических дебатов в Абхазии. Оппозиционная партия «Амцахара» обвинила власти в том, что они узаконили преступность, и посоветовала им уйти с политической арены. Представители власти, в свою очередь, обвинили оппонентов в преднамеренной политизации вопроса и предъявили им старый криминальный счет.

В течение нескольких последних дней основную тему нынешнего лета в Абхазии – президентских выборов – серьезно потеснила или, может, даже временно оттеснила на второй план криминально-правовая.

В минувшую пятницу, 12 июля, «Эхо Кавказа» рассказывало о двух всколыхнувших общество криминальных происшествиях. Около часу ночи на перекрестке сухумских улицы Аидгылара и проспекта Аиааира произошла «разборка» между молодыми представителями фамилий Квициния и Панцулая. В результате ударом ножом в область сердца был убит Айнар Асланович Квициния, 1996 года рождения, а в результате стрельбы из огнестрельного оружия был тяжело ранен в область левого предплечья Леон Астамурович Квициния, 1997 года рождения. Его доставили в Республиканскую больницу, прооперировали. Прокуратура города Сухума возбудила уголовное дело в отношении жителей столицы – Панцулая Милана Вячеславовича, 1997 года рождения, и Панцулая Зураба Вячеславовича, 1996 года рождения. В тот же день в соцсетях начали бурно обсуждать гибель жителя города Ткуарчал Анзора Тарба, задержанного, как полагали комментаторы, по подозрению в связях с преступной группой, похитившей в апреле Омара Мерцхулава. Ее члены были на днях арестованы абхазскими силовиками. По имеющейся информации, Тарба скончался в результате допроса и пыток. В связи с его гибелью абхазская Уполномоченная по правам человека Асида Шакрыл выступила с заявлением, в котором потребовала «начать серьезное расследование по фактам насилия и пыток в местах временного заключения».

Your browser doesn’t support HTML5

Абхазское криминальное чтиво

Как и следовало ожидать, оппозиционные политики тут же откликнулись возмущенными заявлениями. Так, аналитический отдел партии «Амцахара» советует властям признать провал проводимой политики и уйти с политической арены. «В нашей истории не было такого масштабного беспредела, поражающего своей жестокостью. Беспредел на улице, беспредел в верхах, беспредел в самой правоохранительной системе. Мы наблюдаем, как власти узаконили преступность. За последние годы, на наш взгляд, произошло ни что иное, как плавное огосударствление преступности. Преступность стала национальной бедой. Страна превратилась в территорию беззакония. В нагрузку к нынешней власти, пришедшей путем государственного переворота, мы получили грабежи, дерзкие похищения людей, наркотрафик, жестокие убийства и расстрел людей, массовую гибель на дорогах в ДТП», – отмечается в заявлении.

Партия «Единая Абхазия», которая несколько лет назад уже однозначно определилась как оппозиционная, выразив глубокую озабоченность убийством одного и ранением другого представителей фамилии Квициния, обращает внимание на причастность представителей «властных структур» к громким происшествиям:

«К многочисленным инцидентам последнего времени все чаще оказываются причастными представители властных структур. В том числе те, кто по долгу службы приближен к носителям высшей власти в нашем государстве. Среди бела дня на глазах у всех высокопоставленный сотрудник ГСО, лично близкий к главе страны, избивает своего однофамильца за пост в «Фейсбуке», в котором критикуется Рауль Хаджимба. И это не единственный случай. За это правонарушение его виновник не несет не только уголовной, но и административной и служебно-дисциплинарной ответственности. Среди задержанных по резонансному уголовному делу о похищении человека есть бывший сотрудник президентской охраны. И вновь все об этом знают. И никаких выводов не делается и мер не предпринимается. В милиции при загадочных обстоятельствах умирает задержанный. И лишь после нажима общественности правоохранительные органы вяло проводят проверку и заводят уголовное дело. Мы уже не говорим о том, что на старте предвыборной гонки был отравлен основной оппонент действующей власти Аслан Бжания, а власти всячески пытаются списать этот случай на некое аутоиммунное заболевание. Все это позволяет сделать вывод, что власть либо не контролирует обстановку, либо она частично срослась с преступными элементами. Она не только не пресекает преступного беспредела, но и публично демонстрирует, что не хочет избавляться от своих криминальных «попутчиков» и даже использует их потенциал в политических спорах».

В тот же день, 14 июля, выступила с заявлением и общественная организация «Общее дело». Кстати, в пору ее учреждения в конце прошлого года в обществе получило распространение представление о ней как о некоей «третьей силе», но то, что ОО не хочет присоединяться к Блоку оппозиционных сил, вовсе не означает, что она не является оппозиционной по отношению к действующей власти. «Общее дело» сосредоточилось на факте смерти задержанного Тарба и проявила недюжинную осведомленность во «внутренних делах» органов внутренних дел. В заявлении организации сказано:

«11 июля сотрудниками уголовного розыска МВД РА в здании министерства был убит гражданин Абхазии Анзор Тарба, смерть которого наступила в результате нечеловеческих пыток. Безусловно, раскрытие тяжкого преступления, связанного с похищением гражданина Мерцхулава, требует особых усилий от правоохранительных органов. Тем не менее это не дает никакого права применять к человеку насилие. Причем надо отметить, что причастность убитого к похищению Мерцхулава не доказана. Более того, согласно сообщению Генпрокуратуры, Тарба был задержан за административное правонарушение. Удивляет поведение министра внутренних дел, который несколько дней отмалчивался о совершенном в его ведомстве преступлении. Вызывает возмущение поведение генерального прокурора Абхазии, который посчитал возможным возбудить уголовное дело только 13 июля текущего года. Важно знать, что преступление совершено сотрудниками Управления уголовного розыска Республики Абхазия, которое расположено этажом выше кабинета самого министра. Именно министр внутренних дел осуществляет прямое курирование данного подразделения МВД. Возникают сомнения, что министру не было известно о применении в отношении задержанных незаконных методов воздействия со стороны его подчиненных… У общества есть масса вопросов к руководству МВД и Генеральной прокуратуры. Нам интересно знать, каким образом так случилось, что Тарба не был доставлен в лечебное учреждение для оказания ему медицинской помощи? Почему МВД и прокуратура хранили молчание и вынуждены были его нарушить только под давлением общественного мнения? Кто из сотрудников МВД РА виновен в этом варварском преступлении и почему до сих пор не озвучены их имена? Где в момент совершения пыток, которые длились несколько часов, находился министр Гарри Аршба? Его заместители? Начальник уголовного розыска (чей кабинет находится на третьем этаже, где совершалось преступление)? Где находилась оперативно-следственная группа, которая обязана дежурить в здании МВД? Для чего применялись пытки в отношении задержанного Тарба? Это проявление жестокости сотрудников МВД или попытка скрыть другое тяжкое преступление?»

По всем законам жанра ожидалось заявление провластных политических сил. И уже на следующий день, в понедельник 15 июля, оно было сделано партией «Форум народного единства Абхазии». В нем сказано:

«В связи со смертью гражданина РА Анзора Валиковича Тарба, наступившей в результате противоправных действий сотрудников МВД республики, некоторые партии, общественные и правозащитные организации распространили заявления. Никто не может быть равнодушным к случившемуся, к судьбе каждого гражданина, кем бы он ни был, к любым действиям правоохранительных органов, связанным с превышением их должностных полномочий. Виновные в противоправных деяниях должны понести наказание в соответствии с действующим законодательством РА, на основе тщательного уголовного расследования, проводимой прокуратурой г. Сухума. Своими публичными выступлениями отдельные партии и организации пытаются, не дождавшись результатов расследования, вынести свой вердикт; защищая права человека, политики сами же предлагают принять неправовые решения.

Более того, отталкиваясь от вышеуказанного, пока еще не расследованного факта, аналитический отдел партии «Амцахара» советует «властям признать провал проводимой политики и уйти с политической арены...»

Приведя цитату из заявления партии «Амцахара», «ФНЕА» утверждает: «Вполне очевидно, что все это – набор удобных слов и фраз, рассчитанных на дестабилизацию обстановки в стране, преднамеренную политизацию вопроса. Если это не так, то какое отношение надуманное понятие «государственный переворот» имеет к трагическому случаю в МВД?

Что же касается преступности, убийств, грабежей, похищений, то не коротка у нас память: сводки периода, когда «Амцахара» была в статусе партии власти, многократно превышают статистику преступлений, совершаемых в наши дни. В случае необходимости можем опубликовать в хронологической последовательности все вопиющие преступления тех лет, начиная с неоднократных покушений на убийство А.З. Анкваб, убийства замминистра внутренних дел, ветерана войны З. Джугелия, Героя Абхазии А. Кесян, покушений на убийство директора Национального Банка РА Л. Аргун, убийства ветерана войны, общественного деятеля Р. Чиргбая, студентки Ф. Абухба и множества др. фактов. Или кто-то думает, что люди забыли о судьбе бизнесмена Клемантовича и его семьи, дипломата Вишернева и т.д.? Чем можно оправдать ситуации, связанные с т.н. самоубийством гражданина РА Т. Хутаба, находившегося в СИЗО МВД РА (апрель 2012 г.) по подозрению в причастности к покушению на убийство А.З. Анкваб, или факт крайне загадочной смерти экс-министра МВД А.И. Кчач? Мы уже не говорим о разбойных нападениях на инкассаторов Нацбанка, Сбербанка (в с. Гуп), «Леон-Банка» (г. Новый Афон), Госкомпании «Черноморэнерго», вооруженных нападениях на туристические автобусы в Новом Афоне и на оз. Рица, разбойном нападении на сотрудников ГСО (в с. Верхняя Эшера), совершавшихся в те годы… Как раз-таки за последние годы Генеральная прокуратура, МВД и СГБ РА смогли раскрыть множество тяжких преступлений по их горячим следам. Задержаны преступники, скрывавшиеся от наказания по старым уголовным делам. Об этом свидетельствует хроника МВД… При этом следовало бы адресовать еще один вопрос представителям «Амцахары», пытающейся выступить в роли блюстителей порядка, законности: за что был арестован один из членов политсовета данной партии, руководитель комиссии по проведению референдума о вотуме недоверия действующему президенту? Кто был уличен в хищении заработной платы учителей?.. В то же время республиканская партия «ФНЕА» обращается к гражданам РА, к лидерам политических и общественных движений с призывом не нагнетать обстановку, дать Генеральной прокуратуре РА возможность спокойно провести полное и объективное расследование дел, вызвавших большой резонанс в обществе. Тем более что на специальном совещании с генеральным прокурором З. Ачба, министром внутренних дел Г. Аршба и председателем Службы государственной безопасности Абхазии З. Маргания президент РА Хаджимба Р.Д. потребовал тщательного расследования фактов убийства А.Квициния и смерти А.Тарба, задержанного в рамках расследования уголовного дела по похищению гражданина О. Мерцхулава».

Обмен обвинениями политических соперников – дело привычное. Но параллельно этому в соцсетях шла полемика, где было не всегда понятно, что это - выпады участников политических лагерей, родственников и друзей фигурантов криминальных событий, или просто проявление неспособности людей мыслить взвешенно, то, что называют однобоким мышлением. Ну, действительно, в случае с гибелью Анзора Тарба все, казалось бы, лежит на поверхности: и похищать людей с целью выкупа непозволительно (если имеются неопровержимые доказательства причастности его к этому гнусному преступлению), и выбивать показания с помощью пыток – также непозволительно. Но многие активисты с пеной у рта кричали только об одном, как будто другой стороны медали и в помине не было.

Между тем в случае с убийством Айнара Квициния и тяжелым ранением Леона Квициния события развивались по привычному в Абхазии сценарию: мстители приступили к самостоятельному поиску и наказанию виновных. Тут надо учесть, что фамилия Квициния – одна из самых многочисленных и способных постоять за себя в Абхазии. Запылали дома молодых братьев Панцулая, ударившихся в бега за пределы Абхазии, «неустановленными лицами» были взяты в заложники их отец и дядя. Вчера президент Рауль Хаджимба вновь провел заседание Совета безопасности, на котором министр внутренних дел Гарри Аршба доложил о событиях, произошедших в ночь с 15 на 16 июля. По его словам, около 23 часов 15-го произошел пожар в доме в Сухуме, где проживает семья Панцулая. Группа пожарного расчета выехала туда вместе с сотрудниками милиции. Пожар был локализован. Там был выставлен наряд сотрудников милиции. Без двадцати минут два часа ночи поступило телефонное сообщение из города Ткуарчала о том, что там, в доме по улице Шевченко, где проживает семья Панцулая, также произошел пожар. Его удалось локализовать. Впоследствии выяснилось, что граждане Панцулая насильно удерживаются родственниками убитого Квициния. Президент потребовал от правоохранительных структур усилить работу по расследованию резонансных дел.

Прокуратура Ткуарчальского района завела уголовное дело по факту похищения граждан Панцулая Руслана Павловича (1963 года рождения) и Панцулая Вячеслава Павловича (1967 года рождения) и поджога их дома, сказано на сайте Генпрокуратуры Абхазии. Также сообщается, что против неустановленных лиц возбуждено уголовное дело по статье «Уничтожение имущества путем поджога». «Совершив похищение вышеуказанных граждан, неустановленные следствием лица, используя горючее вещество, совершили поджог жилого дома, расположенного на улице Шевченко в городе Ткуарчале, в котором проживали потерпевшие», – говорится в сообщении. Расследование уголовного дела при оперативном сопровождении МВД и СГБ республики находится под личным контролем генерального прокурора, добавили в Генпрокуратуре.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия