Обратный отсчет. Арифметический шанс Рауля Хаджимба

ПРАГА---Сегодня за «Некруглым столом» о президентских выборах в самопровозглашенной республике Абхазия за месяц до их первого тура мы поговорим с общественным деятелем из Абхазии Роином Агрба и журналистом Антоном Кривенюком, который знает Абхазию, прожив и проработав в ней долгие годы.

Вадим Дубнов: Итак, первый вопрос у меня общий к обоим участникам «Некруглого стола», поскольку от ответа на него во многом зависит в некотором смысле и политическая позиция: мы, наверное, знаем имя фаворита, но победит ли он в первом туре?

Роин Агрба: Мне кажется, что если даже фаворит известен, я думаю, что все-таки победа в первом туре маловероятна. Если он победит во втором туре, то это будет, наверное, самый лучший вариант. Т.е. в первом туре вряд ли он победит, потому что ландшафт очень неблагоприятный для этого.

Вадим Дубнов: Да, мы поговорим о ландшафте, а пока послушаем заявку Антона. Антон, ваш прогноз…

Антон Кривенюк: Я, на самом деле, не вижу фаворитов и каких-то гарантированных решений ни в первом, ни во втором туре. Хотя у нас нет социологии, это, конечно, субъективные данные, но по крайней мере три кандидата могут идти достаточно ровно, и предсказать результаты как первого, так и второго тура, на мой взгляд, сейчас совершенно невозможно.

Your browser doesn’t support HTML5

Некруглый стол

Вадим Дубнов: Просто уточню арифметику: вы имеете в виду всех трех по отдельности или одного против пары оппонентов?

Антон Кривенюк: Каждый из троих кандидатов – возможных лидеров гонки – способен выйти как во второй тур, так и в последующем победить. Конечного итога мы пока даже не можем себе представлять.

Вадим Дубнов: Тогда давайте поговорим подробнее о том, что Роин назвал «ландшафтом». Роин, если вы сомневаетесь в том, что все ограничится одним туром, выходит, вы достаточно серьезно относитесь к шансам оппозиции, которая перенесла глубокий кризис, связанный с Асланом Бжания.

Из-за поведения оппозиции, из-за раздробленности оппозиции, она просто на блюдце принесет Раулю Хаджимба победу во втором туре
Роин Агрба

Роин Агрба: Я как-то высказал недавно свое мнение, что по ситуации в стране, и особенно в последние годы, Рауль Хаджимба должен проиграть выборы, но из-за поведения оппозиции, из-за раздробленности оппозиции, она просто на блюдце принесет Раулю Хаджимба победу во втором туре. Оппозиция неоднородная, она настолько раздробилась, что ее кандидаты растащат голоса между собой. А с другой стороны тут складывается еще как бы некая «подушка» у Рауля Хаджимба – кандидат (Астамур) Тарба. Вполне возможно, если Тарба не выйдет во второй тур, то процентов 70 его голосов перейдут к Хаджимба и обеспечат Хаджимба победу во втором туре.

Вадим Дубнов: Антон, если мы уж заговорили о политтехнологии, то некоторые эксперты полагают, что выдвижение двух сильных кандидатов от оппозиции тоже имеет свою логику: они как можно больше оттянут голосов у действующего президента, не дав ему победить в первом туре, и уже во втором туре они, объединившись, саккумулируют силы для сокрушительного удара. Насколько это возможно?

У Рауля Хаджимба, в любом случае, есть определенное электоральное ядро, а вот электорального ядра других кандидатов – я имею в виду от оппозиции – мы не видим
Антон Кривенюк

Антон Кривенюк: Странная логика, я бы сказал. Я, в общем, наверное, соглашусь с Роином, потому что на самом деле было необходимо выходить оппозиции мощным единым флангом, с общим единым кандидатом, и тогда, отвечая на вопрос по поводу фаворитов, я бы сегодня говорил о том, что, да, у нас есть очевидный фаворит – это лидер объединенной оппозиции, та или иная фигура. А сейчас, наоборот, они работают на растаскивание электората, притом, что у Рауля Хаджимба, в любом случае, есть определенное электоральное ядро – это часть бюджетников, это часть силовиков, это какая-то часть людей в регионах. А вот электорального ядра других кандидатов – я имею в виду от оппозиции – мы не видим. Поэтому я бы, конечно, не говорил о возможности победы любого кандидата в первом туре, мне кажется, что это практически исключено, но во втором туре никто не сказал, что оппозиция все-таки объединится, учитывая их стремление к расколу, и сможет выиграть выборы. Т.е. вся эта ситуация может повториться, когда один из оппозиционных кандидатов выходит во второй тур и проигрывает действующему президенту, потому что его не поддерживает другая часть оппозиционного фланга. Вот этот вариант наиболее реален.

Вадим Дубнов: И тем не менее я могу ошибаться, но мне кажется, что подобная ситуация в Абхазии на выборах в первый раз. Когда побеждал, скажем, (Александр) Анкваб, мы имели дело с неким мощным дуализмом. Сейчас этого дуализма нет, сами выборы проходят не в таком жестком режиме, как прежде. Роин, если это так, можем мы говорить о каком-то обновлении политической модели?

Роин Агрба: Вы правы в том, что действительно эти выборы, пока, во всяком случае, проходят очень спокойно. Наверняка на это повлиял еще и накал страстей, который испытывала оппозиция на протяжении последних 3,5-4 лет, как бы эту энергию выбрасывала в никуда. Т.е. это выбрасывание энергетики привело к тому, что их электорат постепенно слабеет. Один из таких ключевых моментов, который оппозиция допустила этой весной, – то, что во время кризиса по делу отравления или неотравления господина Бжания начала перекрытие дорог и тому подобное, и это все очень сильно ударило по оппозиции, поэтому она, я думаю, весной очень серьезно потеряла свои позиции. Если судить по другим моментам, то мне кажется, что Тарба, конечно, заберет какие-то конкретные голоса – где-то от 12 до 15 процентов. Надо учесть, что тарбовский электорат – это в основном электорат Рауля Хаджимба, люди, которые отошли от него. Если приплюсовать, то где-то от 36 до 42 процентов, мне кажется, Хаджимба наберет в первом туре.

После первого тура, если выйдет кандидат от оппозиции, склеить все 100 процентов вряд ли получится. Им придется локтями потолкаться во время первого тура
Роин Агрба

Что касается второго тура, то настолько непримиримы эти два кандидата – имеется в виду от «Амцахары» Алхас Квициния и совершенно новая фигура на политическом Олимпе как (Олег) Аршба, который, на мой взгляд, является очень слабым кандидатом на фоне остальных, т.к. у него не было президентских амбиций. Думаю, мы все понимаем, кто за ним стоит и кто будет его продвигать, но мне кажется, этот раскол произошел между оппозиционными силами после съезда «Амцахары», после решения «Амцахары» идти с отдельным кандидатом. Мне кажется, что после первого тура, если выйдет кандидат от оппозиции, склеить все 100 процентов вряд ли получится. Учитывая, что наши абхазские выборы проходят очень эмоционально, им придется локтями потолкаться во время первого тура, и, естественно, взаимные упреки и критика не позволит, мне кажется, потом за какие-то две недели их склеить. И в целом, суммируя электорат двух кандидатов, они потеряют где-то процентов 20-30 уже по дороге при объединении, если произойдет выход во второй тур.

Вадим Дубнов: Антон, давайте поговорим о концептуальном: сегодня на съезде Рауль Хаджимба рассказал о том, что второй срок ему нужен для того, чтобы закончить начатое в первом. Если говорить об этом серьезно, без улыбок, что в данном случае важнее и что предпочтет избиратель, – то, что уже знает, некий образ Хаджимба, который, может быть, не очень сильно продвинулся вперед, но и, в общем, не очень сильно сдал назад, или шанс на какое-то изменение, конечно, связанный с рисками?

Я уверен, что протестные настроения невероятно широки, и действующий президент с этой точки зрения не особенно легитимен
Антон Кривенюк

Антон Кривенюк: На мой взгляд, протестный электорат очень широк – на самом деле, это 70-80 процентов, опять-таки субъективно, – поэтому если бы был мощный оппозиционный фланг, то действующий президент Абхазии проиграл бы в первом туре. Опять-таки теперь уже идут расклады просто совершенно чисто математические и абсолютно тактические и технологические, и выбор избирателя в глобальном смысле, концептуальном, как вы говорите, имеет тут второстепенное значение, потому что речь идет просто о тактических, технологических выборных делах, и тут решающим будет просто механический подсчет голосов. А в целом, конечно, я уверен, что протестные настроения невероятно широки, и действующий президент с этой точки зрения не особенно легитимен.

Вадим Дубнов: Т.е. победа Хаджимба – это вопрос арифметический, но никак не политический?

Антон Кривенюк: Да.