Приют появится, но отстрел не прекратится

Местные защитники животных против отстрела собак. Они настаивают на гуманных методах решения проблемы

По информации пресс-службы МВД Южной Осетии, в этом году участились случаи нападения бродячих собак на жителей Цхинвала. Правоохранители заявляют о необходимости отстрела животных, переставляющих опасность для жизни и здоровья граждан. Защитники животных настаивают на гуманных способах решения проблемы.

В этом году зарегистрировано 198 случаев обращений за медицинской помощью пострадавших от укусов собак, среди них 132 ребенка.

Некоторые истории шокируют. 16 июля в Цхинвале около пяти утра на территории микрорайона «Северный» на 65-летнего пенсионера напала стая бродячих собак. Пострадавшего в тяжелом состоянии с множественными укусами рук, ног, живота и лба доставили в республиканскую соматическую больницу.

Пресс-служба МВД призывает население обходить стороной собачьи стаи, а в случае опасности звонить в дежурную часть. Милиционеры отстреливают собак, которые, как говорится в официальных сообщениях, «угрожают жизни и здоровью людей». В свою очередь, врачи предупреждают об опасности заражения вирусом бешенства от укуса больных животных.

Your browser doesn’t support HTML5

Приют появится, но отстрел не прекратится

Местные защитники животных против отстрела собак. Они настаивают на гуманных методах решения проблемы. Некоторое время назад в Facebook появилась группа «Твори добро, Цхинвал» по инициативе людей, которые уже несколько лет помогают бездомным собакам: подкармливают, лечат, когда есть возможность, стерилизуют и делают им прививки. К сожалению, говорит участник группы Залина Габаева, усилий этих людей недостаточно, чтобы справиться с проблемой, с каждым годом она лишь усугубляется. Они не первый год мечтают о приюте для собак, но, видимо, до сих пор они были недостаточно инициативны в продвижении своей мечты, пока в начале июля студенты не написали петицию президенту Бибилову с просьбой создать приют для собак и запретить отстрел бездомных животных. Говорит Залина Габаева:

«Как мне кажется, обращение вызвало резонанс в обществе. Об этом можно судить по тому, что многие его подписали и продолжают подписывать. В интернете петицию поддержали около семисот человек. В местных зоомагазинах лежат распечатанные экземпляры этой петиции, каждый желающий может поставить под ней свою подпись. По поводу реакции государства. Мне позвонили, и мы встретились с представителями ветеринарного надзора. Как я поняла, к диалогу государство готово и в правительственных кругах идут разговоры о том, что надо искать компромиссные способы решения этой проблемы. На следующей неделе должна состояться еще одна встреча участников группы «Твори добро, Цхинвал» с представителями власти, на которой речь будет идти о создании приюта, возможно, о создании общественной организации, которая займется этим приютом. Но это не будет означать, что отстрел прекратится. Просто некоторое количество животных будет спасено. Это будут животные, которых можно социализировать, полечить, стерилизовать, сделать им прививки и попытаться пристроить к семьям. Пока вот такой разговор шел».

Есть разные версии по поводу того, откуда так много бродячих собак на улицах Цхинвала. Они не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Существует мнение, что среди нынешних бродяжек есть потомки собак, которых бросили перебравшиеся в город селяне, и тех, кого в августе 2008 года оставили без присмотра жители грузинских деревень. Но все-таки, считает югоосетинский блогер Алан Парастаев, большинство из них стали бездомными совсем недавно:

«Здесь еще проблема воспитания и гуманного отношения к животным. Среди бродяжек очень много породистых собак. Город полон хаски. Покупают симпатичных щенков, играют с ними, а когда те вырастают и надо за ними следить, выводить, чтобы они много бегали, то хозяева бросают собак.

Среди бродячих собак много овчарок, которые тоже нуждаются в уходе. То есть речь идет не о приросте бездомных собак за счет размножения, а о том, что хозяева бросают своих питомцев. Поэтому приютом для собак проблему не решить, нужна еще какая-то образовательная программа для людей, надо объяснять им, что так поступать нельзя».

Залина Габаева с этим мнением согласна. Она говорит, что работать нужно по двум направлениям: с одной стороны, пристраивать собак, с другой – бороться с бесконтрольным и безответственным разведением животных:

«У нас сейчас беда – завозят алано эспаньол. Видимо, наших жителей подкупает слово «алано» в названии породы, и они ее бесконтрольно разводят. Между тем это – бойцовская порода, т.е. собаки серьезные, за которыми нужно следить. Я уверена, что через некоторое время у нас на улицах появятся гибриды этих собак».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия