Вот уже второй месяц югоосетинские автовладельцы со вторым российским гражданством стараются пересекать пункт пропуска «Нижний Зарамаг» в выходные или после окончания рабочего дня, когда закрыта североосетинская адресная служба. Причина такого странного на первый взгляд поведения в том, что им отказывают во временном ввозе транспортного средства на основании подтверждения североосетинской прописки владельца.
На «Нижнем Зарамаге» таможенники не пропускают на территорию России югоосетинских автовладельцев с двойным гражданством и российской пропиской. Им отказывают во временном ввозе иномарок и требуют оплатить таможенные платежи – это сумма, равная растаможке. В зависимости от марки авто она может составлять и сто тысяч рублей, и миллион, говорит югоосетинский юрист Тимур Кокойты:
«Даже если эти средства у автовладельца будут при себе, то эти условия он все равно выполнить не сможет, потому что ему придется обратиться в банк, внести деньги на счет таможни, получить таможенную расписку и так предоставлять к оформлению временный ввоз.
– Получается, таможня не признает в них иностранцев?
– По факту получается так. Они апеллируют к тому, что у человека постоянная прописка на территории Северной Осетии. Они принимают его за жителя Северной Осетии и на этом основании отказывают в оформлении временного ввоза, хотя с таким статусом, с такими прописками у нас 90% жителей, потому что вся социалка оформляется через прописку: детские пособия, пенсии, страховки и т.п.».
Your browser doesn’t support HTML5
Как происходит выявление двойного гражданина? Автовладелец предъявляет на посту югоосетинский паспорт. Таможенники звонят в североосетинское адресное бюро и запрашивают информацию. Если оказывается, что он обладает еще и российским гражданством (или у него оказывается полный тезка российский гражданин, что в Осетии не редкость), то ему во временном ввозе отказывают. Чтобы избежать подобных разоблачений, автовладельцы стараются пересекать границу в нерабочее время или по выходным, когда адресная служба не работает.
Югоосетинский юрист Тимур Кокойты так объясняет жесткую позицию российских таможенников. Многие жители Северной Осетии, россияне принимают югоосетинское гражданство только ради того, чтобы обойти драконовские таможенные тарифы. Они ездят на иномарках с югоосетинскими номерами по разрешению на временный ввоз, а североосетинская таможня недополучает миллионы. Видимо, поэтому периодически она устраивает такие обструкции на границе, которые потом улаживаются на уровне руководства республики и российских ведомств. Руководитель логистического центра ТИС Вахтанг Джигкаев говорит, что на его памяти это уже третье таможенное обострение на «Нижнем Зарамаге»:
«Нужна межгосударственная договоренность, чтобы снять это временное разрешение или разрешить свободный ввоз на ограниченную территорию – Северной Осетии или Северного Кавказа. Есть такая форма взаимоотношений между государствами. Например, машины из Армении могут ездить по всей России без всяких разрешений».
Тимур Кокойты, напортив, считает, что никакие дополнительные соглашения или договоры с Россией не нужны. Того, что уже существует, вполне достаточно. Надо, чтобы таможенники соблюдали букву закона, говорит он:
«В законодательстве Евразийского союза существует понятие «лицо гражданина государства Евразийского союза и иностранное лицо». То есть ни гражданство, ни что иное во внимание не берется. Во внимание принимается именно факт места жительства. Например, если российский гражданин проживает преимущественно за рубежом, значит, он признается иностранцем».
Накануне на своей странице в Facebook Тимур Кокойты предложил жителям Южной Осетии бесплатную юридическую помощь:
«Пишите мне в личку с кратким описанием возникшей у вас проблемы, ее последствий (вам не оформили ввоз, вас развернули и т.д). Попробуем вместе разобраться в каждой конкретной ситуации. Если вы являетесь по факту жителем Южной Осетии…, то я готов потратить немало своего времени, нервов (знаю наперед, с какими трудностями это будет сопряжено) и помочь каждому в положительном решении возникшей проблемы… Все этапы и инстанции готов пройти вместе с вами».
«Эхо Кавказа» спросило у Тимура, в чем цель этого предприятия:
«Цель такова, чтобы жители Южной Осетии, которые на самом деле проживают в Южной Осетии, не сталкивались бы с этой проблемой и не были бы жертвами этих обстоятельств.
– Как вы собираетесь это сделать?
– Нужно просто доказать вышестоящему таможенному органу, что конкретный человек постоянно или преимущественно проживает в Южной Осетии и имеет право на эту льготу. Это не моя задумка. Есть определенный порядок обжалования действий должностных лиц. Этот порядок предусматривает обжалование в вышестоящий орган – это североосетинская таможня. Если там нет успеха, то в территориальное управление по CКФО или далее – в Москву. Если и там нет положительного решения, но я по-прежнему уверен в неправомерности действий таможенников, то можно обжаловать их в суде. Можно параллельно даже обжаловать – и в суд, и в вышестоящую инстанцию.
– Не растянется это выяснение истины на месяцы или годы?
– Не так уж, потому что обговариваются конкретные сроки реагирования на эти жалобы.
– Кто и как будет определять постоянное проживание? Как на выборах – по отметкам на пограничном посту?
– К этим данным нас никто не допустит. Но человек может, например, предоставить справку с места работы или с места жительства о том, что он постоянно проживает в Южной Осетии, ходит каждый день на работу и так далее».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия