По данным Национальной администрации туризма, в июле Грузию посетили один миллион сто тысяч визитеров (1 099 474), что почти на 6% превосходит аналогичные показатели прошлого года. Несмотря на негативные ожидания, турпоток из России сократился меньше, чем из Ирана.
Прошел почти месяц после введения российского авиационного эмбарго, и за этот период Грузия не испытывала недостатка в прогнозах по сокращению турпотока. По самым оптимистичным данным, российские санкции уже в первый месяц могли нанести туристической отрасли ущерб масштаба 100 миллионов долларов.
Между тем, по последним данным, за полугодие Грузию посетили около пяти миллионов гостей, что на 7,8% превышает аналогичный показатель прошлого года, доходы от туризма за этот период превысили прошлогодние показатели на 95 миллионов долларов.
Your browser doesn’t support HTML5
Количество туристов из России в июле текущего года сократилось на 6,4% (около 10 тысяч человек). В целом за полугодие из России в Грузию зафиксировано более 850,6 тысяч визитов, что на 22,1% превышает данные аналогичного периода прошлого сезона. Эти данные на презентации сообщила глава Национальной администрации туризма Мариам Квривишвили:
«Несмотря на антигрузинскую пропаганду, люди из России приезжают, чтобы провести свой отдых в нашей стране. Мы приветствуем стремление этих людей. На фоне запрета авиаперелетов выросла тенденция по пересечению границы автотранспортом – на 7%, число прибывших воздушными рейсами сократилось почти наполовину. В июле вырос показатель въезда российских граждан по наземным направлениям, в том числе и через КПП «Казбеги». Граждане России продолжают использовать транзитные пути. Очень радует рост визитеров с новых направлений, таких как Германия, Польша, Казахстан и другие», – отметила Квривишвили.
По словам главы Ассоциации туроператоров Грузии Ии Табагари, на фоне российских санкций текущий сезон примечателен следящими тенденциями:
«С особой остротой недостаток российских туристов испытали владельцы маленьких причерноморских гостиниц. Именно на них пришелся основной удар российских санкций, и они больше всех говорят о срыве турсезона. К тому же свою отрицательную роль сыграла дождливая погода на побережье. Абсолютно другая ситуация с горными курортами, где, напротив, большой наплыв туристов. Степанцминда, Местиа, Бакуриани, Тушетия, Хевсуретия явно не испытывают дефицита в отдыхающих. Примечательно, что на протяжении последних двух лет в Грузии прослеживается тенденция омоложения турпотока. И это касается абсолютно всех направлений. В целом можно сказать, что турфирмы, сделавшие ставку на альтернативные России направления, такие как обширный рынок постсоветского пространства, стран Восточной Европы и богатых стран Ближнего Востока, не заметили никакого кризиса».
Согласно тех же данных, число визитеров из Ирана в Грузию в июле текущего года снизилось на 60% в сравнении с показателем этого же периода прошлого года. Всего в июле 2019 года Грузию посетили 13 437 туристов из Ирана, что на 21 тысячу меньше прошлогоднего показателя.
По словам бывшего главы администрации туризма Майи Сидамонидзе, одной из причин снижения числа иранских туристов называется частый отказ грузинской стороны иранцам во въезде в страну. В нынешнем году среди тех, кого не пропустили в страну, 5 656 человек являлись гражданами Ирана:
«И власти, и часть населения выражали более негативные и, я бы даже сказала, трагические настроения, чем оказалось на самом деле. Думаю, если не будет дополнительных действий со стороны России, турпоток из России будет постепенно нарастать, так как для этой страны наше направление является традиционным. Думаю, властям необходимо провести дополнительные шаги по диверсификации рынка, так как российское направление не в первый раз проявило свою ненадежность. Думаю, властям необходимо изменить свою политику в отношении визитеров из Ирана, так как безвизовые отношения с этой страной требуют большей открытости. Если у властей есть конкретные претензии к гостям из этой страны, необходимо ввести визовый режим, который отсеет нежелательных визитеров от собственно туристов, которые покупают авиабилеты, бронируют гостиницы и сталкиваются на границе с немотивированным отказом в посещении страны».
У сегодняшней статистики есть и политическая изнанка. На протяжении прошедшей недели как премьер, так и его заместители постоянно обвиняли оппозицию в срыве туристического сезона и вмести с этим в обвале лари. В оппозиции же считают, что введение российского эмбарго и падение лари не взаимосвязаны. По словам главы фракции «Нацдвижения» Романа Гоциридзе, власть вопреки фактам сваливает все с больной головы на здоровую:
«Власти хотели уйти от ответственности и низкопробной ложью перенести ответственность за валютный кризис на туризм. Сегодня, после публикации статистики, в том числе монетарной, стало ясно, что основной причиной обесценения лари стало неравномерное и чрезмерное расходование бюджетных средств. Неизрасходованные средства с остатков прошлогоднего бюджета авансом были перечислены на счета нынешнего, и вся эта денежная масса обрушилась на валютный рынок», – заключил Гоциридзе.
Эти соображения разделяет и часть экспертов. По словам главы правления НПО «Общество и банки» Георгия Кепуладзе, данные статистики наглядно продемонстрировали несостоятельность обвинений властей:
«Власти сделали все от них зависящее, чтобы посеять среди общества и на рынке панические настроения. На контролируемых ими каналах рассказывали апокалиптические сценарии полного срыва туристического сезона, и что в этом виновата исключительно оппозиция. Именно формирование паники привело к падению курса лари, в чем позже обвинили оппозицию. И это происходило вопреки мнению экспертов, которые предостерегали власти от этих заявлений, так как макроэкономические показатели не давали оснований для таких сценариев. Срыва сезона мы так и не увидели, зато страна понесла существенный материальный ущерб из-за сиюминутных политических амбиций правительства», – заявил Георгий Кепуладзе.