Грузинская власть и оппозиция отметили очередную годовщину августовской войны 2008 года острой полемикой. Лидеры «Грузинской мечты» обвинили своих оппонентов в том, что они, будучи властью, вступили в сговор с Россией, в ответ получили обвинение в разрушении государства.
Первым слово в традиционной ежегодной августовской дискуссии на тему «Кто виноват в развязывании войны с Россией?» взял вице-спикер парламента Гия Вольский, посвятив этой теме обширный статус в социальных сетях. В нем видный деятель «Грузинской мечты» сформулировал пакет из девяти обвинений в адрес тогдашнего руководства страны. Вот основные тезисы:
«Режим Саакашвили провалил мирный план стран-партнеров Грузии. Он обрек страну на поражение, не провел эвакуацию мирного населения из зон военных действий».
Отдельного внимания заслуживают шестой и седьмой пункты послания, которые гласят:
«По заказу России (тогдашние власти) в прямом эфире провели показательную бомбардировку заранее отмеченной нежилой территории и распространили эти кадры по всему миру, чем предоставили агрессору оправдание своего вторжения».
Депутаты правящей партии поддержали пафос этого послания. Вот заявление замглавы юридического комитета Давида Матикашвили:
«Это была не ошибочная, а предательская политика, что привело к оккупации наших земель. Эти власти впоследствии сделали все, чтобы выдать тяжелое поражение за т.н. победу».
Однако апофеозом можно считать запись на странице в Facebook политического секретаря «Грузинской мечты» Ираклия Гарибашвили:
«Россия – оккупант, и этот факт признан международным сообществом. Однако у оккупанта есть соавторы в лице "Национального движения" и его лидера Михаила Саакашвили, предательская и вредительская политика которых сделали возможным факт российской оккупации».
«"Грузинская мечта" продолжает наносить ущерб международному имиджу Грузии, манипулируя темой о вине руководства Грузии в развязывании войны», – отвечают в «Европейской Грузии». Вот заявление Давида Бакрадзе:
«Любое обвинение грузинской стороны в развязывании агрессии наносит прямой удар по планам деоккупации наших территорий. Очень печально, что "Грузинская мечта" не осознает важности этого вопроса, продолжая разрушать будущее нашего государства бесконечным педалированием этой темы».
Еще жестче высказался лидер «Объединений оппозиции» Григол Вашадзе:
«Сам по себе идиотизм не является грехом, но его ежедневная демонстрация отдельными лидерами правящей партии наносит ущерб государству. Неужели "Грузинская мечта" не может заткнуть рот этим идиотам, чтобы нам не пришлось отвечать за их риторику на международной арене?»
Представители профильных НПО также считают, что в погоне за политическими очками правящая сила роняет престиж страны. Вот что сказала глава грузинского отделения Transparency International Эка Гигаури:
«Это очень плохие заявления, но они произносятся не впервые высшими чинами "Грузинской мечты". Также свежи в памяти схожие заявления президента Грузии (Саломе Зурабишвили). Заявления о том, что наши тогдашние власти чуть ли не насильно заставили Россию ввязаться в войну, считаю абсолютно смешными и несерьезными».
По мнению политолога, директора Института политики Корнелия Какачия, ошибки тогдашнего руководства Грузии сыграли роковую роль в событиях десятилетней давности:
«"Нацдвижение" являлось революционной силой, которая настаивала на новом могуществе Грузии и ее вооруженных сил. Естественно, в ситуации, когда сепаратисты усилили бомбежку грузинских деревень, появились первые погибшие, власти не могли не реагировать, так как грузинское общество восприняло бы пассивность как проявление слабости со стороны правящей команды. Таким образом, тогдашнее "Нацдвижение" стало заложником своей же пропаганды. Как знать, прояви тогдашнее руководство больше выдержки и мудрости, нынешние вопросы бы не возникали. Конечно, наивно полагать, что Россия бы отказалась от агрессивных планов в отношении Грузии, в особенности после косовского прецедента, но в таком случае ей бы пришлось заплатить значительно более высокую политическую цену».
Однако, по мнению политолога, нынешняя пропагандистская кампания руководства «Грузинской мечты» по конвертированию просчетов предыдущих властей в личные политические дивиденды наносит Грузии не меньший ущерб:
«Если авторы этих заявлений действительно были бы заинтересованы в установлении истины тех событий, они бы проявили принципиальность, создав следственную комиссию по установлению и выявлению виновных со стороны тогдашнего руководства. Однако пустая риторика лидеров большинства говорит о том, что дальше укусов они идти не хотят, понимая всю ущербность своей позиции в глазах общественности. У риторики "мечтателей" есть еще один адресат – руководство России. "Грузинская мечта" словно бы желает понравиться ему своим прагматичным подходом к урегулированию конфликтов. Разумеется, наивно было бы полагаться на ответную доброжелательную реакцию со стороны России, и в этом направлении не прослеживается никаких перспектив, а урон престижу государства наносится значительный».