Тема протестов в Москве на сегодняшний день не то чтобы топовая в Грузии, но совершенно точно – одна из них. Оно и понятно – любые процессы, происходящие в стране, танки которой стоят в 40 км от столицы, имеют для нас принципиальное значение, и интерес к ним – это не любопытство, а инстинкт самосохранения.
Отношение к московским акциям протеста наглядно отражает своеобразие грузинского общественного мнения, и выражается оно в том, что оно, скажем так, грузиноцентричное. То есть на каждое явление в России у нас смотрят через местную призму: каждый российский политик и даже рядовой гражданин, его возможная польза – или вред – для собственной страны оценивается исключительно через его отношение к Грузии. При этом мало кто придает значение тому, что грузинские проблемы – в отличие, например, от украинских, – занимают ничтожно малое место в российской политике. Подавляющее большинство российских оппозиционеров по этому поводу либо вообще не высказываются, либо – что скорее всего – попросту не имеют никакого мнения.
Бедняжка Навальный написал в своем блоге какую-то чушь 8 августа 2008 года... После этого прошло 11 лет, он уже пару раз даже объяснил, что писал на эмоциональной волне, к грузинской теме вообще с тех пор ни разу не возвращался и практически не придает никакого значения – но... Строгие грузинские антиватники уже зачислили его в список скрытых путинистов.
Your browser doesn’t support HTML5
Самая распространенная в Грузии позиция: все российские политики – империалисты, и в случае прихода к власти будут делать то, что делает Путин. Да и вообще, все русские – империалисты, и давайте, прежде чем продать им порцию шашлыка, будем спрашивать об их отношении к Абхазии и Южной Осетии, что они об этих территориях думают.
Ответ при этом очевиден: в большинстве своем – вообще ничего не думают. Если слышали и помнят – уже большой плюс. Это синдром малой страны... Проблемы, важные для страны с населением в 3,7 млн, не представляют ровно никакого интереса для страны, в которой проживает 145 млн. Они ее просто не замечают, и могут себе это позволить.
Российские оппозиционеры сосредоточены на проблемах, которые имеют для россиян куда большее значение: коррупция, несменяемость власти, нецелевое расходование государственных денег, участие в войнах, если оно громкое и заметное, и т.д.
Кстати, обратите внимание: в отношении Украины российские оппозиционные политики куда более внимательны, чем к Грузии, и критика Путина по поводу действий в Крыму и на Донбассе – острее и встречается чаще. Потому что Украина – куда более важная тема для русских.
Пора наконец нам перестать смотреть на мир из окна собственного «Мерседеса» 15-летного возраста и понять, что любые изменения в России имеют для нас принципиальное значение, даже если нас не касаются напрямую.
Что тот или иной российский оппозиционер думает о российской внешней политике в широком смысле слова, как он относится к неоправданным расходам на содержание разного рода сомнительных режимов, насколько он готов ради собственных капризов идти на противостояние со всем цивилизованным миром – ответы на эти вопросы куда важнее позиции по поводу Южной Осетии и Абхазии.
Совершенно неправильно мнение о том, что все российские политики – империалисты, и все они будут действовать в духе Путина. Конечно, большинство россиян – имперцы, и это данность, которую нельзя не принимать во внимание.
Но точно так же неправильно стричь всех под одну гребенку и не понимать, что имперцы тоже бывают разные. В России, например, есть такая категория имперцев, которые считают Путина либералом и агентом Запада, ненавидят его за то, что он недостаточно активно убивает украинцев и не присоединил к России весь восток Украины. И при этом же есть русские, которые испытывают ностальгию по временам бывшего великодержавия, но не готовы крушить и ломать все вокруг. Формально все они империалисты, но в реальности общего у них немного.
Имперское мышление, как и все остальное, имеет свои градации и разновидности. Говорить об имперском менталитете как о чем-то единообразном и статичном – это упрощение похуже, чем считать всех грузинских националистов одинаковыми.
Российские оппозиционеры – несомненно, имперцы, но в более легком варианте. Это та разновидность империализма, с которой можно говорить и которая не будет развязывать войну в Грузии только для того, чтобы отомстить Западу за признание Косово.
Империализм по версии российских оппозиционеров – договороспособный. Конечно, случись завтра чудо и приди нынешняя оппозиция к власти в России – это не значит, что завтра нам Абхазию с Осетией вернут в коробочке с подарочной лентой. Скорее всего, не подарят даже без ленты и будут пресекать любые попытки вернуть эти территории силой.
Но при этом совершенно очевидно, что в условиях России без Путина абхазы и осетины перестанут пользоваться такой абсолютной и безусловной поддержкой, как сейчас. «Мы вас не сдадим, но вечно вас поддерживать не сможем, так что идите, договаривайтесь о чем-то конкретном с грузинами» – вот это будет основной посыл гипотетической демократической России в адрес сепаратистских республик. Позиция, конечно же, имперская, но в сравнении с жестким, бескомпромиссным и однозначным путинизмом – прогресс огромный.
Да, и хватит уже разговоров о том, что «все территории у нас отобрали при либерале Ельцине»... На самом деле Ельцин, во-первых, никогда не был либералом ни с какой стороны, и плевать он хотел на демократические нормы и верховенство закона – типичный перекрасившийся партократ, только с харизмой и темпераментом. Во-вторых, Ельцин не контролировал агрессивно-воинственную часть российской элиты, да и вообще, трезвым был разве что по праздникам…
Любое укрепление России в сторону большей законности, предсказуемости и налаживания отношений с Западом, любые попытки модернизации России автоматически меняют и позиции Москвы на постсоветском пространстве. Это обычная логика действий: когда сказал «А» и обязательно скажешь «Б», невозможно строить правовое государства и налаживать партнерские отношения с Западом и при этом продолжать как ни в чем не бывало поддерживать лишь одну сторону в конфликте.
При всем империализме новая российская элита вынуждена будет начать играть по международным правилам, если захочет сохранить свое место в западном клубе. В противном случае – снова придется идти по тупиковому путинскому маршруту. Любая модернизация и демократизация, любое увеличение уровня открытости России к внешнему миру – на руку нам. И сколько бы Навальный не называл грузин «грызунами» в августе 2008 года, сколько бы российская оппозиция не отмалчивалась по поводу наших проблем, – они все равно не Путин.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции