Колючую проволоку вблизи разделительной линии продолжают тянуть через село Гугутианткари. Местным жителям, чьи дома, судя по всему, окажутся за колючим барьером, сегодня позволили вывезти то, что осталось от их жилищ – фактически просто разобрать их на стройматериалы.
Мужчина на тракторе медленно приближается к собравшимся неподалеку от разделительной линии журналистам и уже издалека начинает кричать: «Не снимайте меня!» Он везет обломки железных конструкций: что-то из этого, вероятно, было частью забора, кое-что похоже на трубы.
Дома Размадзе и Гугутишвили, находящиеся на окраине села Гугутианткари, фактически разрушены и непригодны для жилья. Семьи там, в принципе, и не жили, хоть и продолжали обрабатывать свои участки. Сегодня им позволили вывезти оттуда все, что можно, – мужчины начали разбирать дома на стройматериалы. Разговаривать с журналистами никто из них не захотел, говорит корреспондент грузинской службы Радио Свобода Гога Апциаури. По его словам, ощущается, что местные напуганы и подавлены.
Your browser doesn’t support HTML5
«На моей памяти есть похожая история, произошедшая в селе Двани. Местному жителю Мерабу Мекаришвили, чей дом тоже был практически разрушен, сказали, что необходимо срочно вывезти все, что он хотел бы оттуда забрать, потому как там также планировали огородить местность. Он вывез все материалы, его поддержала вся Грузия, помогли с необходимыми стройматериалами и там же, на своем участке, буквально в 50-ти метрах, он построил новый дом. Сегодня я вижу похожую ситуацию, когда Размадзе и Гугутишвили своими же руками разбирают, пусть и почти уничтоженные дома, которые в свое время сами и построили», – говорит Гога Апциаури.
Днем с происходящим в Гугутианткари ознакомилась Элене Хоштария из «Европейской Грузии», которая жестко раскритиковала, по ее словам, бездействие властей:
«Россия всегда была «смертельной», такой она и останется в будущем. Главное, что в этих условиях делает наша власть? Сегодня здесь должно стоять все правительство, в первую очередь министр иностранных дел Давид Залкалиани вместе с дипломатическим корпусом, и рассказывать всему миру о том, как жестоко ведет себя в XXI веке Россия, как она отрывает земли».
Прибывший в Гугутианткари вечером представитель государственного министра по вопросам примирения и гражданского равенства Звиад Звиададзе в ответ на обвинения Хоштария заявил, что с начала т.н. бордеризации в селе к процессу подключены все государственные ведомства, делающие все от них зависящее. Звиададзе подтвердил, что дома Размадзе и Гугутишвили по завершении работ окажутся за колючей проволокой. Постигнет ли та же участь водный резервуар, которым местные, по их утверждению, активно пользуются, пока неизвестно:
«Мы встретились с этими людьми (Размадзе и Гугутишвили), поговорили с ними. Мы максимально постараемся помочь им, я имею в виду материальную помощь, чтобы как-то облегчить положение, в котором они сегодня находятся», – сказал Звиад Звиададзе.
В Гугутианткари находятся и представители наблюдательской миссии Евросоюза. Уже ближе к вечеру глава миссии в Грузии Эрик Хоег написал в Твиттере:
«Мы глубоко обеспокоены продолжением процесса «бордеризации» у линии административной границы в Гугутианткари. Возведение новых барьеров ограничивает свободное передвижение и мешает населению пользоваться их участками и водными ресурсами».
Свою озабоченность происходящим высказало и посольство США в Грузии. Процесс бордеризации представляет угрозу миру и стабильности, сказано в заявлении посольства:
«Мы еще раз призываем Россию вывести свои силы на позиции, существовавшие до конфликта, и в соответствии с соглашением 2008 года о прекращении огня не препятствовать передаче гуманитарной помощи».
Т.н. бордеризация в Гугутианткари началась 7 августа, накануне 11-й годовщины августовской войны. На следующий день работы по установке ограждений прекратились, однако, как выяснилось, ненадолго: вчера они вновь возобновились и продолжаются до сих пор.