Трое кандидатов встретились с учеными и писателями

Сегодня я побывал в конференц-зале Абхазского института гуманитарных исследований им. Д. И. Гулиа Академии наук Абхазии на встрече коллектива этого НИИ, а также членов Союза писателей и Ассоциации писателей Абхазии с кандидатами в президенты республики. Такие встречи в рамках агитационного периода избирательной кампании проходят сейчас в самых разных уголках Абхазии. Но эта привлекла мое внимание тем, что, как накануне вечером узнал от ее организаторов, они решили пригласить всех десятерых кандидатов…

Все десять, конечно, не пришли, тем более что сегодня в Абхазии отмечался еще День добровольца, и некоторые из них, наверное, участвовали в его мероприятиях, но почти треть кандидатов, которые баллотируются в президенты, явилась. Это были Шамиль Адзынба, Астамур Какалия и Артур Анкваб (перечисляю фамилии не в алфавитном порядке, а в порядке их появления с достаточно большими промежутками в конференц-зале) вместе с идущими с ними в паре кандидатами в вице-президенты Рафаэлем Ампаром, Астамуром Айба и Сосланом Салакая. Последний из названных, кстати, работает старшим научным сотрудником АбИГИ и только после уговоров пересел из зала за стол президиума.

Замечу, что это стало одной из примечательных черт нынешней президентской гонки и чего никогда не бывало раньше – то, что перечисленные кандидаты (обычно к ним присоединялся еще и Астамур Отырба, который после отказа от мандата кандидата в вице-президенты Давида Дасания, очевидно, ищет ему замену) уже не раз проводили коллективные, объединенные встречи с избирателями в «глубинке». Астамур Какалия, наиболее активный из них в Фейсбуке, объяснял это желанием сэкономить время избирателей, не отрывать их слишком часто от насущных дел в разгар летнего сезона (наверное, имелся в виду и курортный, и сельскохозяйственный).

Your browser doesn’t support HTML5

Трое кандидатов встретились с учеными и писателями

Встреча, которую вел директор АбИГИ Арда Ашуба, проходила почти полностью на абхазском языке, лишь изредка переходили на русский. Участники встречи обратили внимание на безупречное владение государственным языком Шамиля Адзынба, который родился и вырос в Аджарии, в семье батумских абхазов, но летние школьные каникулы часто проводил у родственников в селе Джгярда Абхазии. Астамур Какалия, выступавший после него, в какой-то момент перешел на русский, предварив это такой оговоркой:

«Если позволите, я хочу… Я немного волнуюсь, а когда человек волнуется… это психологический фактор… он переходит на тот язык, на котором ему легче думать. Аудитория серьезная, и хотел бы быть понятым. Вы знаете, то, что мы предлагаем, это не какие-то оригинальные вещи, которые мы выдумали сами. Мы предлагаем прямые выборы глав администраций. Мы говорим о прямых дебатах кандидатов в президенты. О признании незаконного обогащения уголовным деянием, о конкурсном подборе кадров на госслужбу. Я надеюсь на поддержку… Я не говорю: поддержите меня. Поддержите идеи, настоящие идеи».

Когда начались вопросы кандидатам в президенты, старший научный сотрудник АбИГИ, доктор исторических наук Валерий Бигуаа поинтересовался их мнением о помиловании в конце позапрошлого года действующим президентом РА Раулем Хаджимба грузинского террориста Георгия Лукава, отбывавшего наказание в Драндской тюрьме, что привело к политическому противостоянию в стране. Шамиль Адзынба сказал:

«Этот вопрос кажется усложненным, но он абсолютно легкий. Был случай во времена Владислава Григорьевича. Сидела у нас вот такая сволочь, похлеще, чем Лукава. Владиславу позвонили с Северного Кавказа, ветеран нашей войны, очень заслуженный человек. Имея полное право по Конституции принять решение о помиловании, Владислав Григорьевич тем не менее собрал ветеранов: «Ребята, вот такая ситуация… Мы можем ему отказать? Что нам делать?» Он посоветовался и принял решение. И его отпустили. Вопрос глубже, чем конкретный случай с Лукава, система должна работать в государстве. Вот такие вещи подрывают доверие к президенту. Я бы так не поступил…»

Отвечая на тот же вопрос, Астамур Какалия напомнил известную фразу Талейрана: «Это хуже, чем преступление, это ошибка». Он отметил:

«Надо было принимать решение коллегиально, согласно всем процедурам. Конституционный суд постановил, что президент имел такое право. Надо было просто, повторюсь, соблюсти все процедуры. А если вы меня сейчас спросите, я не знаю… Мы вообще мало что знаем о том, что происходит в политике, конкретно о подоплеке того помилования, в частности. Слишком много недомолвок, намеков. Мы должны обычно, как в детективе, дедуктивным методом воссоздавать происходящее».

Кандидаты в президенты отвечали также на вопросы, касавшиеся путей развития экономики и социальной сферы государства, науки и культуры, и многие другие. Под конец встречи был задан вопрос, за кого призовут голосовать своих сторонников присутствующие кандидаты в президенты в случае невыхода во второй тур. Прозвучал ответ, повторивший то, что сказал ранее на одной из встреч с избирателями кандидат в президенты Алмас Джапуа: «Мы поддержим любого, кроме действующего президента и экс-президента». Во втором случае, очевидно, имелся в виду Александр Анкваб, поддерживающий на этих выборах кандидатуру Олега Аршба.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия