– Как вы думаете, можно ли сегодня остановить процесс т.н. бордеризации?
Дато, 29 лет: Я думаю, что такой возможности у Грузии сегодня нет. Необходимо подключить международное сообщество к решению этой проблемы. С помощью наших партнеров у страны может появиться возможность приостановить бордеризацию. Например, если они пригрозят России очередными санкциями. Впрочем, наше правительство должно для этого активно работать, а сегодня наши власти ничего не делают для разрешения ситуации. Министры на отдыхе, а президент купается на озере Лопота.
Цира, 51 год: Остановить процесс бордеризации в Гугутианткари, сегодня, наверное, не получится. Но, естественно, необходимо принять какие-то меры, для того чтобы ограждения не начали устанавливать в других селах. Подобное сегодня можно осуществить лишь с помощью дружественных нам стран, на международном уровне. И это не означает, что в Грузии все должны молчать. И власти, и наш народ должны говорить о наличии этой проблемы ежедневно. Хотя, как я уже сказала, своими лишь силами у нас не получится остановить этот процесс, у нас нет такой возможности.
Your browser doesn’t support HTML5
Георгий, 47 лет: Я не вижу никаких возможностей остановить бордеризацию, наверное, можно только физически. Кто-то должен находиться там, в Гугутианткари, и мешать русским оккупантам устанавливать ограждения, но я даже представить себе не могу, кто это может быть: полиция, военные или рядовые граждане. Насколько я помню, в Атоци проявили себя активисты. Они находились там в 24-часовом режиме и фактически остановили бордеризацию. Может, и здесь получилось бы решить проблему тем же методом, не знаю.
Мераб, 28 лет: Если сейчас там выведут наших военных, которые будут мешать процессу, все может перерасти в новый конфликт. Ситуация от этого еще более обострится, я считаю. Думаю, это не может быть выходом. Любое физическое вмешательство лишь ухудшит ситуацию. Наши власти должны взять себя в руки и задействовать все существующие механизмы, обратиться к международному сообществу. Эти вопросы должны быть решены дипломатическими путями.
Лили, 65 лет: Я считаю, что сегодня мы практически находимся в безвыходной ситуации. Я не вижу, как остановить установку ограждений в Грузии. Физическое вмешательство исключено, да и не пойдут на это наши власти. Они неоднократно заявляли, что конфликт будет решен мирным путем. Обращаются к дипломатам, а они тоже ничего не делают, просто докладывают своему руководству о ситуации в Грузии и все. Очень сложно что-либо предпринять. Думаю, стоит подождать, обязательно найдется выход, наверное.
Бека, 33 года: Это сложная проблема, и, как вы знаете, не только в Грузии подобное происходит. Так вот, в разных странах были испробованы практически любые методы, но добиться значительных результатов не удается никому. У нас все осложняется еще и тем, что мы практически не ведем с Россией переговоры на эту тему, да и, наверное, это было бы бессмысленно. К процессу активно должны подключиться Европа и Америка, предложить России что-то взамен, иначе с Москвой общаться практически невозможно.