Колючий август 2019-го

Работы, прекратившиеся на пару дней, возобновились и продолжаются до сих пор.

В селе Гугутианткари продолжаются работы по возведению искусственных барьеров. Т.н. бордеризация, начавшаяся близ разделительной линии около двух недель назад, продвигается вглубь грузинского села. Что говорят местные жители и что известно о судьбе восьми человек, задержанных оккупационными силами в эти выходные?

Сегодня с утра началась установка очередных ограждений в Гугутианткари. Местные жители неохотно говорят с представителями СМИ на эту тему, но тем не менее высказывают опасения по поводу безопасности.

«Что происходит – никто не знает. Никто не знает и того, что еще может произойти. Мы уже боимся пускать детей на улицу. Когда они выходят – ругаем их, говорим, чтобы оставались дома. Все это опасно. Они уже достаточно «продвинули» (т.н. границу), и неизвестно, насколько далеко пойдут», – сказала Ани Гугутишвили.

Некоторые ее односельчане считают, что жители могли бы чувствовать себя в большей безопасности, если бы вдоль разделительной линии представители силовых ведомств дежурили в постоянном режиме. Об этом, к примеру, говорит Майя Тухарели, проживающая в Гугутианткари:

«Можно ведь было установить постоянные блокпосты. Но на это (представители МВД) заявили, что они работают в передвижном режиме и что все граждане, по их словам, защищены. Я все-таки думаю, что если бы этот блокпост был здесь, люди чувствовали бы себя спокойнее. Если я в какой-то момент испугаюсь, а они потом прибегут и начнут успокаивать меня, вероятно, это будет уже запоздалым».

Между тем в субботу, 17 августа, на другом отрезке разделительной линии, неподалеку от сел Ахалубани и Адзвиси, оккупационные силы задержали семерых граждан Грузии. Как говорят родные этих людей, они были на кладбище и собирались посетить храм, находящийся неподалеку. На следующий день, 18-го августа, стало известно о задержании еще одного гражданина Грузии на территории ущелья Громи. Все восемь задержанных продолжают оставаться в цхинвальском изоляторе. В ведомстве по вопросам примирения и гражданского равенства заявляют, что состояние этих людей удовлетворительное, а все возможные меры для их скорейшего освобождения приняты.

В свою очередь официальный представитель МИД Грузии Владимир Константиниди также заявил, что ведомство «фактически работает в 24-часовом режиме»: ведет переговоры со всеми сторонами, которые могут повлиять на процесс. Речь идет как о незаконных задержаниях, так и о т.н. бордеризации:

«Оккупационный режим заявляет, что, скажем так, они собираются провести т.н. судебный процесс (над задержанными) (...) Некоторое время назад состоялся телефонный разговор между министром иностранных дел Давидом Залкалиани и председателем ОБСЕ – министром иностранных дел Словакии господином Мирославом Лайчаком. Господин Залкалиани ввел в курс дела словацкого коллегу. Мы делаем все, используя все доступные рычаги и механизмы, в том числе, и в плане информированности международного содружества, потому как факт похищения граждан еще больше утяжелил положение, вызванное процессом «бордеризации», – заявил Константиниди.

В то же время с жесткой критикой оппозиции выступил сегодня спикер парламента Арчил Талаквадзе. «Часть оппозиции ведет себя позорно», – заявил он. С начала процесса «бордеризации» в Гугутианткари представители меньшинства не раз заявляли о бездействии властей, говорили об их несостоятельности, неспособности, а некоторые и о не желании принять реальные меры для противостояния оккупационным силам. Талаквадзе решил ответить своим оппонентам:

«Вместо того чтобы поддержать свою власть, свой народ, интересы своей страны – всем вместе противостоять оккупации миром, развитием, при помощи международной дипломатии обеспечить безопасность граждан и в будущем иметь реальную возможность восстановить территориальную целостность, вместо этого они ведут себя позорно – заняты тем, что втаптывают в грязь свое государство, свою власть. У них фарисейское отношение к родине. О какой деоккупации идет речь, когда политические провокации именно этих людей способствуют оккупации, способствуют укреплению позиций России на оккупированных территориях», – заявил спикер парламента Арчил Талаквадзе.

Процесс т.н. бордеризации в селе Гугутианткари начался 7 августа. Работы, прекратившиеся на пару дней, возобновились и продолжаются до сих пор.