Российские военные установили ограждения и ушли, отпустив перед этим грузинских граждан. Власти Грузии заверяют: они сделали все правильно, и потому все закончилось относительно благополучно. Но жители села Гугутианткари не верят в то, что официальный Тбилиси может их защитить. У оппонентов власти также есть вопросы. Причем не только по югоосетинскому направлению.
Работы по протягиванию колючих заграждений в Гугутианткари завершены, но Грузия в итоге потеряла еще часть территорий – российские военные закончили возведение инженерных сооружений, разделивших село, находящееся в непосредственной близости к административной границе. Спецтехника и солдаты покинули территорию, оставив после себя колючую проволоку. По словам жителя Гугутианткари Гочи Маргишвили, если они вернутся и работы продолжатся, по ту сторону может оказаться часть кладбища:
«Нам повезло, что оросительный канал, которым пользуется село, остается на стороне, контролируемой нами. Была опасность блокирования доступа к источнику, но обошлось. Они провели забор дальше, и угрозы прекращения подачи воды сейчас нет, но, если установка забора продолжится в том направлении, очень сложным будет вопрос кладбища. По карте, которой они руководствуются, кладбище делится на две части. И кладбищенская церковь также останется на стороне оккупантов».
Your browser doesn’t support HTML5
В селе никто не надеется, что вмешательство грузинских властей может повлиять на процесс. По словам местного жителя Давида Крехелашвили, он не верит, что официальный Тбилиси в силах изменить ситуацию:
«Они делают, что хотят. Весь мир ничего не может с этим поделать, что говорить о нашем правительстве? На кого нам надеяться, только на себя и на бога. Нужно работать, выживать, добывать кусок хлеба, чтобы не умереть с голоду».
Тем не менее власти Грузии уверяют: лишь четкая работа правительства позволила добиться освобождения восьмерых граждан, задержанных 17 и 18 августа и содержавшихся в цхинвальском изоляторе. Накануне вечером они были переданы грузинской стороне. Позже с освобожденными встретился премьер-министр страны. Мамука Бахтадзе пообещал, что жители села Гугутианткари получат всю необходимую инфраструктуру, в том числе спортивные площадки. Но при этом премьер не удержался от критики «подрывной деятельности» со стороны оппозиции:
«Бордеризация, которая является частью ползучей оккупации, конечно, является очень болезненным вызовом для нашей страны. И этот вызов должен объединять нас всех, каждого гражданина страны. Преодолеть подобные вызовы можно, только стоя плечом к плечу. И это тот вопрос, в отношении которого не должно быть никаких политических спекуляций. Любые спекуляции на эту тему, которые могут привести к расколу в обществе, – в интересах врага».
Впрочем, у оппозиции другое мнение. По словам представителя «Европейской Грузии» Ираклия Абесадзе, именно бесхребетность нынешнего правительства является причиной столь бесцеремонного поведения России:
«Факт, что Россия не прекратит своих агрессивных шагов и оккупацию территорий Грузии. И это требует десятикратных, стократных ответных усилий со стороны правительства Грузии как на международной арене, так и внутри страны».
Но, как считают противники власти, официальный Тбилиси ничего не делает для того, чтобы усилить давление международного сообщества на Москву. На днях появилась информация, что часть Гагрского района Абхазии в районе горы Аибга внесена в базу Росреестра как территория России.
В грузинском обществе это вызвало довольно бурную реакцию, но в руководстве страны поспешили заявить – информация не новая и претензии стоит предъявлять предыдущей власти. Госминистр по вопросам примирения и гражданскому равенству Кетеван Цихелашвили даже назвала год, когда Россия присвоила территории:
«Регистрация в базе кадастрового реестра России такая же незаконная сегодня, как и в 2009 году, когда эта запись была сделана. Любые действия, которые происходят на оккупированных территориях, сегодня являются незаконными, их не признают ни международное право, ни международное сообщество, ни, естественно, грузинское юридическое пространство. С 2009 по 2014 год, когда была Олимпиада в Сочи, этот вопрос очень активно обсуждался в абхазском обществе и в медиапространстве. У абхазов очень критическое отношение к этому вопросу. Еще раз повторю, что любые российские маневры на грузинской территории в Абхазии являются абсолютно незаконными. Причем они абсолютно беспринципно нарушают не только правовые аспекты в виде территориальной целостности Грузии, но и интересы местного населения».
В ответ критики власти обвинили руководство страны в замалчивании этого факта и попытке списать собственное бездействие на этом направлении на предыдущие власти.