На территории Абхазии не зарегистрировано ни одного случая заболевания лихорадкой Западного Нила. Однако присутствуют переносчики данного заболевания – тропические комары. О том, каковы причины появления опасных насекомых и какие меры необходимо предпринимать населению, «Эху Кавказа» сообщили главный санитарный врач республики Людмила Скорик и директор Института экологии Роман Дбар.
В последнее дни в российских СМИ появились публикации о том, что на территории Черноморского побережья и в Крыму появились комары-переносчики опасных болезней: лихорадок Денге, Чикунгунья, Зика, а также желтой лихорадки. В Краснодарском крае было зафиксировано семь заболевших лихорадкой Западного Нила, в Крыму – один. Насекомые мигрируют на север из-за глобально потепления.
В мире насчитывается 60 видов комаров, которые переносят лихорадки. В Абхазии обитают два вида тропических комаров из рода Aedes. Главный санитарный врач республики Людмила Скорик сообщила, что они являются только переносчиками лихорадки Западного Нила. Возникновение случаев заболевания возможно лишь при наличии источника инфекции. Санврач пояснила:
«Источником инфекции являются или больной человек, или определенные виды птиц, которые являются резервуаром этого вируса. У нас данных птиц на территории Абхазии нет. Но, естественно, Республикой Абхазия проводятся инсектицидные мероприятия, но проводятся в весенний или позднеосенний период. Потому что все наши усилия направлены на снижение численности. Полностью вывести комаров мы, естественно, не можем, потому что это испортит экологию Абхазии, потому что насекомыми питаются птицы».
Your browser doesn’t support HTML5
Главный санитарный врач сообщила, что лихорадка в большинстве случаев проходит с благоприятным исходом. Она сопровождается температурой, головными болями, болями в суставах, сыпью. Если человек не принимает меры, бывают осложнения и возможны летальные случаи.
Лаборатория Санэпидемстанции обеспечена всеми расходными материалами для того, чтобы диагностировать это заболевание. Врачи постоянно мониторят ситуацию в республике.
«Сейчас нагнетать какую-то панику, говорить, что это смертельное заболевание, ненужно. Если у человека есть такие показания, нам передадут кровь, мы ее исследуем и поставим диагноз. Пока у нас не было никаких больных. Ну и, в том числе, у нас нет резервуара этого вируса», – подчеркнула Скорик.
Она посоветовала жителям Абхазии обезопасить себя от укусов комаров. Для этого необходимо использовать москитные сетки для окон, применять рапторы, в ближайшем окружении дома убирать все емкости с водой. Проводить профилактические мероприятия по борьбе с личинками комаров в подвальных помещениях. Опрыскивателем разбрызгать отработанное машинное масло – личинки от масла погибают. Или использовать ультрафиолетовые лампы, которые являются приманкой для комаров. Людмила Скорик продолжила:
«Также рекомендовала бы, когда люди находятся на природе, пользоваться репеллентами, т. е. отпугивающими средствами. И рекомендовала бы перед сном использовать в своих спальнях обыкновенные вентиляторы, потому что комары боятся ветра».
Директор Института экологии Академии наук Абхазии Роман Дбар считает, что современный подход по борьбе с лихорадкой должен быть основан на выработке системы противодействия выявления больных, их своевременном лечении. А также профилактической борьбе с местами распространения развития инвазивных видов, которые могут быть потенциальными переносчиками этих заболеваний. Роман Дбар сказал:
«Достаточно появиться больному человеку, в крови которого циркулирует возбудитель, если есть переносчик, то тогда складываются условия для возникновения эпидемии. Развитие курортного бизнеса, вообще курортной индустрии, должно сопровождаться усилением работ эпидемиологических служб».
Он уточнил, что на протяжении многих десятилетий в Абхазии не было вспышек малярии. Хотя Абхазия – традиционный малярийный регион. В 30-е-40-е годы XX века эта болезнь присутствовала в Абхазии. При этом переносчики малярии никуда не делись. Борьба с этим опасным заболеванием проводилась методами лечения всех заболевших. А малярия – это и есть лихорадка.
Роман Дбар напомнил, что традиционная абхазская аджика, пищевая добавка, биологически активный компонент, сформировалась на протяжении столетий – как форма пищевой адаптации, в том числе, и в борьбе с малярией.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия