Поднятие дела 11-летней давности без потерпевших и попытка повлиять на судьбу оппозиционного телеканала TV Pirveli так же, как и на «Рустави 2», – главная стратегия власти по недопущению основателя «TBC банка» Мамуки Хазарадзе в большую политику, считают наблюдатели.
В партии Мамуки Хазарадзе не будет приевшихся населению политиков. Основатель «TBC банка» после очередного допроса в прокуратуре прямо дал понять: в сентябре этого года в стране в любом случае появится новая политическая сила, костяк которой составят молодые и перспективные люди:
«Мы продолжаем борьбу в направлении учреждения движения и партии. К нам присоединяется множество молодых профессионалов. Это будет абсолютно новая сила. Это будут те люди, которые хотят жить в новой Грузии и уже сыты по горло всем этим. Целое общество занято обсуждением последних 9+9 лет и однодневными шоу. Говорю вам, что будет серьезная сила, которая изменит эту страну».
Главная цель, которая обозначена на страничке банкира в социальной сети Facebook, – вернуть достоинство грузинскому народу. А достоинство – это в первую очередь «борьба за свободу и низвержение идолов», поскольку «либо ты повергаешь идола, либо становишься его рабом».
Your browser doesn’t support HTML5
Впрочем, как отмечают наблюдатели, «идолы» с такой перспективой не согласны. Кампания против опального банкира и его соратников набирает обороты. Обвинения, выдвинутые бизнесмену Автандилу Церетели – отцу основателя телекомпании TV Pirveli Вато Церетели, по мнению бывшего советника четвертого президента Грузии Пикрии Чихрадзе, направлены на то, чтобы лишить будущую политическую силу медийной площадки. То, что Бидзина Иванишвили видит в Хазарадзе опасного противника, способного нанести «Грузинской мечте» смертельный удар, Пикрия Чихрадзе не сомневается. Именно поэтому, считает эксперт, в бой брошены все силы, и власти больше не пытаются прикрываться высокими идеалами:
«Когда дело касается событий 11-летней давности, где нет потерпевших, нет истцов, и это дело становится суперактуальным; когда из-за этого дела под удар попадает международный проект – строительство порта Анаклия, которое имеет огромное значение для будущего страны, в том числе с точки зрения международного партнерства; и на этом фоне в условиях большого количества «горячих дел» прокуратура и вся правоохранительная система пытаются сделать все, чтобы это дело вышло на передний план, никаких вопросов уже не возникает. Ответы ясны, прямо озвучены. И правительство, как видно, даже не старается как-то эти мотивы приглушить».
Схожего мнения придерживаются и в гражданском секторе. Девять авторитетных неправительственных организаций опубликовали совместное заявление, в котором выразили «чрезвычайную обеспокоенность» новым поворотом дела «об отмывании денег» на фоне событий, которые разворачиваются вокруг другого оппозиционного канала – «Рустави 2». Кроме того, представители НПО отмечают, что в прошлом в адрес «Грузинской мечты» уже озвучивались обвинения в попытке изменить редакционную политику телеканала TV Pirveli.
«Мы считаем, что недавние события носят крайне тревожный характер, угрожают свободе слова и демократическому развитию страны. Наблюдается очевидная тенденция к усилению неформального правления и захвату государства. Все это влечет за собой концентрацию значительной власти в руках правящей партии и влиятельных лиц, использование ими государственных учреждений для достижения своих личных целей и узкопартийных интересов», –говорится в совместном заявлении НПО.
От Генеральной прокуратуры гражданский сектор требует представить достоверные доказательства виновности учредителей «TBC банка» и Автандила Церетели, «чтобы у общественности больше не возникало вопросов относительно других мотивов обвинений». По словам председателя Ассоциации молодых юристов Сулхана Саладзе, действия следственных органов выглядят, мягко говоря, странно:
«У прокуратуры есть серьезные проблемы с доказательной базой. На протяжении всего этого времени прокуратура не может сказать, кто конкретно является потерпевшим. Что касается обвинений в адрес Церетели, то показательно, как это делает прокуратура – перед камерами, сначала рассказывает все общественности, а потом вызывает людей в прокуратуру, чтобы официально предъявить обвинение. Почему они так делают, лучше спросить прокуратуру, но со стороны это выглядит как попытка заранее сформировать общественное мнение, и уж точно не означает, что прокуратура дистанцируется от политики».
Сам Мамука Хазарадзе назвал действия прокуратуры в отношении Автандила Церетели «прямым давлением»:
«Предъявление обвинения нашему другу Авто Церетели – это прямое давление. Здесь же поясню, что у Авто Церетели не было доли в тех компаниях, откуда мы взяли в долг деньги, и его включение со статусом и ролью обвиняемого абсолютно непонятно... TV Pirveli не принадлежит семье Церетели. Уже давно канал принадлежит всей Грузии, это демократическое достояние, это свободное слово. Там, где будет ограничена свобода слова, мы и все общество защитим его всеми способами».
При этом Пикрия Чихрадзе уверена: власти также попытаются использовать все, чтобы лишить еще не созданную политическую силу возможности общаться с населением посредством телеэфира. Успешный гамбит с «Рустави 2» может создать в руководстве страны ложное ощущение правильности такой политики. Тем более что отец-основатель «Грузинской мечты» особо не скрывал своего нежелания слышать о том, что в стране есть проблемы:
«Бидзина Иванишвили сказал, что, если выключить «Рустави 2», все станет хорошо… получается, что если выключить и TV Pirveli, то люди перестанут замечать, что живут в нищете, и, как сейчас шутят, холодильники внезапно заполнятся... но так ведь не получится. Если «Грузинская мечта» не представит обществу, а мне кажется, что уже слишком поздно, наиэффективнейший план выхода из кризиса, ей ничего не поможет: ни закрытие телеканалов, ни попытки заставить замолчать оппонентов».
Все это, по мнению Чихрадзе, лишь усугубит плачевное положение власти, так как общество прекрасно видит, что «Грузинская мечта» сегодня сосредоточена не на преодолении экономических и геополитических проблем, а лишь на том, как удержать власть после 2020 года.