Сегодня за несколько минут до 12 часов дня в Международном пресс-центре Центральной избирательной комиссии Абхазии начался брифинг ее председателя Тамаза Гогия, который ознакомил присутствующих с предварительными итогами прошедших вчера, 25 августа, президентских выборов в республике. О главной новости – что будет второй тур выборов, в который вышли действующий президент Рауль Хаджимба и лидер оппозиции Алхас Квициниа, в Абхазии уже знали с самого утра. Но вот с какими подробностями познакомил абхазских и зарубежных журналистов Тамаз Юрьевич, отметив, в частности, что выборы прошли в спокойной обстановке, без существенных нарушений:
«Количество избирателей, внесенных в список для голосования, составило 129 421 человек. Приняло участие в голосовании 86 138 избирателей, что составляет 66,55 процентов явки. По результатам подсчета голосов – в соответствии с алфавитным порядком… Адзынба Шамиль Омарович – 3 579 голосов, что составляет 4,15%. Анкваб Артур Миродович – 1 403 голоса, 1,60%. Аршба Олег Нуриевич – 18 667 голосов или 21, 60%. Джапуа Алмас Северьянович – 1 753 голоса или 2% ровно. Дзапшба Леонид Юрьевич – 4 935 голосов или 5,70%. Какалиа Астамур Юрьевич – 841 голос или 0,97%. Квициниа Алхас Алексеевич – 18 929 голосов или 21,97%. Тарба Астамур Борисович – 7 695 голосов или 6,60%. Хаджимба Рауль Джумкович – 20 544 голоса или 23,85%. «Против всех» проголосовало 1677 избирателей, что составляет 1,9%. Недействительными избирательными бюллетенями признаны 4 770, что составляет 5,05%. В течение трех дней с момента окончания голосования мы объявляем итоги, а в течение двух дней объявляем повторное голосование».
Your browser doesn’t support HTML5
Поскольку часа за два до этого в Международном пресс-центре выступал спикер парламента Абхазии Валерий Кварчия, который упомянул, что повторное голосование, то есть второй тур, пройдет в воскресенье, 8 сентября, журналисты начали уточнять, так ли это. Тамаз Гогия сказал, что спикера никто не уполномочивал называть даты, это прерогатива ЦИКа. Но, судя по всему, второй тур пройдет именно тогда, через две недели.
Your browser doesn’t support HTML5
Среди вопросов журналистов прозвучал и такой, довольно, на мой взгляд, странный: не следует ли отменить результаты выборов в 29-м округе, поскольку там была зафиксирована явка 100 процентов. Гогия был удивлен такой постановкой вопроса, уточнив, что в том округе очень мало избирателей. Действительно, ведь 100 процентов – это не 101 процент…
Итак, предварительные результаты первого тура известны: действующий президент Хаджимба превзошел пришедшего к финишу вторым Квициниа на 1615 голосов, а тот в свою очередь пришедшего третьим Аршба – всего на 262. Последний же оторвался от пришедшего четвертым Астамура Тарба аж на 10 972 голоса!
Принципиальное значение тут имела борьба за второе место. И напомню, что в прошлую пятницу 23 августа я рассуждал на «Эхе Кавказа»: «Если предстоит, к чему склоняются наблюдатели, второй тур, то надо, мне кажется, молить Бога, чтобы не было опасного сближения цифр голосов, набранных вторым и третьим «призерами» первого тура. Ведь именно спорная ситуация, когда речь шла всего о нескольких десятках голосов на «чаше весов», ввергла Абхазию в ужасную конфронтацию осенью 2004 года…». «Сближение цифр» произошло, но не такое близкое, чтобы возникла взрывоопасная ситуация. А еще ситуация была бы намного взрывоопасней, если бы чуть отстал Квициниа, а не Аршба. Почему – постараюсь пояснить позже, а пока поделюсь некоторыми впечатлениями минувших полутора суток.
Хотя я и предвещал, что в графе «против всех» избирательных бюллетеней поставят на этот раз галочек больше, чем за целый ряд кандидатов, этого не произошло. (Правда, одного кандидата цифра проголосовавших «против всех» все же опередила.) Да, чуть ли не треть участников интернет-опросов накануне выборов грозила, что поступит так, но, наверное, по зрелому рассуждению, большинство решило, что это бы было просто глупо, ибо отдавало бы право решать судьбу выборов другим. В итоге «против всех» проголосовало, как и раньше бывало, около двух процентов. Но сюда, к протестующим, можно отнести и тех, кто намеренно испортил бюллетени. А испорченных на этот раз набралось раза в три больше, чем в среднем ранее. О таком демонстративно испорченном, вернее даже, уничтоженном бюллетене мне рассказала вчера утром одна знакомая, бывшая наблюдателем на избирательном участке в Сухуме. Взяв бюллетень, эта избирательница не стала его заполнять, а попыталась сжечь на виду у присутствовавших. Ну, что ж, если ей от этого легче…
Многие обратили внимание на то, что по ходу голосования явка в целом по республике отставала от той, что была на предыдущих президентских выборах, и главным образом за счет западной ее части, особенно Гагрского района. Возникло предположение, что избирателей с утра отвлекает там от выборов занятость в туристической сфере (водители, экскурсоводы и др.). Возможно, и так, ибо к восьми вечера ситуация выровнялась, а процент проголосовавших почти достиг того, что был пять лет назад.
И, наконец, главная интрига, превратившая наблюдение за ходом выборов в настоящий детектив. Сперва, еще днем, последовал ряд публикаций в интернет-изданиях о сенсационных результатах проводившихся на избирательных участках экзит-полов. Но председатель ЦИК в своем комментарии заявил, что в Абхазии экзит-полы не проводятся. И действительно, затем выяснилось, что все это, очевидно, было продолжение пиар-работы некоторых избирательных штабов, которые выдавали желаемое для своего кандидата за действительность. А ближе к полуночи в социальных сетях начали выкладываться снимки протоколов общих по республике результатов подсчета голосов. Это не были фейки, но подсчет продолжался.
Утром я проснулся и прочел в сообщениях СМИ, что во второй тур вышли Хаджимба и Аршба. И только после девяти утра увидел публикации совершенно другого содержания, которые ссылались на разговор с кандидатом в вице-президенты Олегом Барцицем, который шел в тандеме с Олегом Аршба. Тот заявил: «Несмотря на то, что многие информационные агентства сообщили, что мы прошли во второй тур, мы подсчитали голоса и увидели минимальный отрыв между Квициниа и Аршба. Квициниа на 90 с лишним голосов лидировал. Поскольку мы, прежде всего, исходим из нравственно-этических норм даже в условиях жесткой политической конкуренции, мы подсчитали и увидели, что есть минимальный отрыв между нашими командами. Мы позвонили и поздравили Алхаса Квициниа и партию «Амцахара», не дожидаясь результатов, которые обнародует ЦИК».
Многие в абхазском обществе позитивно отреагировали на решение штаба Олега Аршба, который, как известно, возглавляет экс-президент Александр Анкваб. Но тут, мне кажется, надо учесть и такой нюанс. Отказ от того, чтобы толкаться локтями в борьбе за второе место, выглядит не только благородно, но и разумно. Противостояние Хаджимба-Аршба было бы каким-то неестественным и алогичным. В обществе сейчас преобладает мнение, что команда Аршба, мозговым центром которой является такой гроссмейстер избирательных технологий, как Александр Анкваб, куда скорее пойдет на создание альянса с командой Хаджимба, чем с командой Алхаса Квициниа. Но власти будет нелегко, потому что все аутсайдеры первого тура, как и на теледебатах 23 августа, ринутся поддерживать Квициниа. Электорат Астамура Тарба поддержит, скорее всего, ныне действующего. Но электорат Аршба – Барцица может и разделиться.
Напомню также, что 23 августа я привел на «Эхе Кавказа» результаты своего блиц-опроса шестерых экспертов о том, как они видят тройку призеров первого тура. Нугзар Агрба, Роин Агрба и Алхас Тхагушев попали в яблочко, ответив: «Рауль Хаджимба, Алхас Квициниа, Олег Аршба». Владимир Новиков, Валентин Нюшков и Антон Кривенюк назвали те же фамилии, но не совсем безошибочно и уверенно их расставили.
И напоследок немного о вышедшем во второй тур Алхасе Квициниа. (О другом финалисте – Рауле Хаджимба – и так достаточно хорошо известно.) Алхас Алексеевич родился 23 июня 1969 года в селе Кутол Очамчырского района. Но род его – из соседнего села Атара, где и проживает большая часть этой одной из самых многочисленных абхазских фамилий. Вырос же и учился он в школе в Сухуме. Закончив ГИСХ, получил диплом ученого агронома. Участник Отечественной войны народа Абхазии. После войны работал в селе Киндыг на тепличном комбинате, а в 2005-2014 годах – заместителем главы администрации Сухума. Уже в начале нулевых стал известен как активист и один из лидеров сперва ОПД ветеранов грузино-абхазской войны, а потом политической партии «Амцахара» («Родовые огни»). Но довольно долго был скорее на вторых ролях в ее руководстве. Однако одни лидеры «Амцахара» покинули этот мир, в частности, отец идущего ныне в паре с Квициниа кандидатом в вице-президенты Дмитрия Дбара Сергей Платонович Дбар, другие в последние годы поменяли политическую ориентацию, и вот уже несколько лет Алхас Квициниа – ее признанный лидер. А вот как претендент на роль главы государства стал рассматриваться совсем недавно, несколько месяцев назад, после того, как стало окончательно ясно, что лидер объединенной оппозиции Аслан Бжания не сможет выздороветь к выборам. И тогда Квициниа стал его «дублером».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия