Демаркация границы с Грузией Южная Осетия начала в 2009 году в одностороннем порядке. Как объясняли населению, делалось это по картам времен Советского Союза и границам Юго-Осетинской автономной области, которая входила тогда в состав Грузинской ССР. Однако спорные линии ее прохождения обернулись сегодня для Южной Осетии серьезной проблемой. Последние события возле села Цнелис напомнили и о настойчивости выводов комиссии по делимитации границы, которые, как выяснилось, были фактически проигнорированы.
О том, что земли, вокруг которых разгорелся скандал между югоосетинскими и грузинскими властями, на самом деле принадлежат Южной Осетии, уже много дней не говорит в Южной Осетии только ленивый. Сегодня, в подтверждение, вдруг вспомнили даже работу парламентской комиссии, которая была создана летом 2018 года. Однако о препонах в ее работе стараются умалчивать. Между тем депутат шестого созыва и тогда начальник юридического управления Зита Бесаева вспоминает, что решение создать парламентскую комиссию по вопросам делимитации госграницы было принято после обращения к депутатам жителей именно цнелисского приграничья, возмущенных тем, что они оказались по ту сторону границы.
Your browser doesn’t support HTML5
Комиссия, которую возглавил вице-спикер Руслан Тедеев, проделала огромную работу, изучила большое количество архивных материалов и пришла к выводу, что многие территории, которые сейчас находятся в ведении Грузии, юридически принадлежат Южной Осетии. Говорит Зита Бесаева:
«В результате комиссия действительно очень хорошо проработала, они выезжали на места, встречались с местным населением, подняли уйму архивной документации, сами за свой счет отдавали карты на распечатку в типографию, по-моему, Северной Осетии, где им сделали их уже в большом формате. В результате комиссия, конечно же, должна была итоговый доклад создать, что они и сделали. В докладе было изложено все, что ими было выяснено в связи с жалобами граждан. И в результате, конечно, было соответствующее резюме. То есть окончательно было утвержден тот факт, что действительно те земли являются нашими, и границы, которые были проведены, были проведены неправильно. Но вот этот доклад долго Руслан Рутенович лоббировал вынести на сессию. У него долго это не получалось, потому что такого решения (от руководства парламента) не было, соответствующего, и одобрения сверху. Поэтому он вынужден был в конце, перед началом избирательной кампании (парламента нового созыва), когда уже завершался срок предыдущего созыва, вынести этот вопрос, даже обходя президиум, он поднял на сессии этот вопрос. И, несмотря на то, что было препятствие со стороны руководства парламента, он сумел поставить этот вопрос на голосование. Депутаты одобрили этот доклад, утвердили, но долгое время направить этот доклад президенту не получалось, потому что не было подписи на постановлении – спикера парламента Петра Леонидовича (Петра Гассиева)».
Руслан Тедеев обращался и ко мне, продолжила она, как к начальнику соответствующей комиссии по регламенту, в соответствии с которой все документы, которые принимаются на сессии, должны быть в обязательном порядке подписаны спикером парламента, а дальше соответствующее решение парламента направляется соответствующему должностному лицу, либо органу:
«Несмотря на это, Руслану Рутеновичу, насколько я знаю, долго не удавалось этот вопрос разрешить. Очень много тогда негодования шло и нежелания, чтобы этот доклад был направлен президенту».
Глава той самой парламентской комиссии Руслан Тедеев в беседе с «Эхом Кавказа» делится: все факты и доказательства неправильного очерчивания границы были представлены и утверждены сессией парламента еще 7 мая 2019 года. И речь, в том числе, шла о Цнелисской зоне, вокруг которой сейчас разворачиваются нешуточное страсти:
«Этот доклад был подписан тогдашним спикером и отправлен президенту?
– Лично я отправлял в правительство, мне сказали, что в администрацию президента доклад был отправлен, но почему то председателем (спикером Петром Гассиевым) он был подписан после парламентских выборов. Значит, больше месяца это постановление по докладу не было подписано, хотя большинством депутатов доклад был принят в парламенте. И это нарушение регламента парламента. Он не был подписан своевременно. Я не могу сказать, что до этого об этом никто не знал – и администрация президента, и в научно-исследовательском институте были данные. Но, насколько мне казалось, я понимал, что в некоторых кругах Южной Осетии были против этого доклада. Об этом можно судить и по тому, как голосовали в парламенте по этому докладу.
– Но вы предупреждали о том, какие последствия может нести игнорирование этих фактов?
– Да не то что последствия, об этом, об информации, которую наработала комиссия, надо было говорить на всех перекрестках, на всех уровнях. Информация та, которая собрана конкретно по Цнелиси, нет альтернативы у Грузии никакой. Что бы не говорили, но документально то, что собрала комиссия. Например, есть карта, составленная Министерском лесного хозяйства Грузии в 82-м году, оригинал карты тоже есть. Но почему-то, не знаю почему, некоторые члены государственной комиссии носят какую-то подделанную карту, у которой нет оригинала, – земли Знаурского района, тоже ориентировочно 82-го года, которая, если глянет любой понимающий и разбирающийся в картах человек, скажет, что эта карта подделанная».
Эти земли никогда не принадлежали Грузии, говорит Тедеев, поэтому непонятно, как определили эту линию границы. Мало того, «по оценкам геологов – это самое дорогое ущелье»:
«По архивным данным, с 30-го по 37-й год там велись работы по определению запасов платины. Там 12 видов мрамора в этом ущелье. Кроме того, там серпентинит. Россия на данный момент серпентинит экспортирует из Китая. Там много чего есть, но, когда я нарыл всю эту информацию, как-будто я какой-то заразной болезнью болею, меня никто близко к себе не подпускал. Мне интересно, почему 28-29 лет независимости в наших архивах никто не работал? Там, в наших архивах, есть материалы, на которых гриф постоянного хранения и которые никто не читал. Через 28-29 лет надо было узнать, чтобы грузины перешли в активную фазу и начали заходить на территорию Южной Осетии?»
Чтобы не быть голословным, текст этого доклада, фотографии карт и выводы комиссии Руслан Тедеев решил сегодня обнародовать. По его словам, попытки достучаться до руководства республики длились у него не один месяц. По словам моих собеседников, парламент старого созыва предупреждали и о последствиях равнодушного игнорирования проблемы спорного прохождения границ. После 24 августа, когда появился блокпост грузинской полиции возле села Цнелис, все эти предупреждения воплотились в то, что сегодня власти республики называют угрозой безопасности.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия