Уйти в отставку и сообщить об этом через Facebook. Мамука Бахтадзе оставляет пост премьер-министра Грузии и длинный пост в Facebook. Как пишет Бахтадзе, «свою миссию на данном этапе он выполнил».
3947 слов понадобилось Бахтадзе, чтобы сообщить о том, что он уходит с занимаемой должности. Практически весь этот текст – структурированный список достижений и продвигаемых реформ, призванных улучшить жизнь граждан Грузии и способствовать прогрессу в процессе сближения с НАТО и Евросоюзом. Лишь когда количество слов в посте перевалило за 3,5 тысяч, Бахтадзе перешел к главному. Именно в этой, финальной, части он дважды упомянул Бидзину Иванишвили – отца-основателя «Грузинской мечты». Первый раз со словами благодарности за поддержку и оказанное доверие, а второй – в контексте инициативы о переходе на пропорциональную избирательную систему и ее «принципиальной важности» для страны. Несмотря на то что весь основной посыл поста сводится к тому, как много удалось власти сделать за последние годы, в финальной части Бахтадзе все же признает, что пока не все в стране идеально, и сразу за этим критикует политических игроков, ставящих во главу угла свои личные краткосрочные цели и вызывающих тем самым политические толчки:
Your browser doesn’t support HTML5
«Несмотря на создание рамок основной стратегии развития и ощутимый прогресс, я чувствую и вижу, что есть ряд направлений, в которых мы могли получить лучшие результаты. Друзья, вызовы, перед которыми стоит страна, настолько тяжелы, что у нас нет права ставить на повестку дня негатив и (находиться) в такой поляризованной среде. Вы знаете, что в современном мире и в западных странах также растет поляризации, впрочем, эти государства настолько устойчивы в системном смысле, что они выстаивают при этих толчках. Такой роскошью мы не обладаем, и мы всегда должны помнить, что единственный, кто выиграет от поляризации грузинского общества, – будет страна-оккупант».
Уже к середине дня Бахтадзе в футболке с надписью «Образование. Национальная идея» отвечал на вопросы журналистов. Все сомнения по поводу того, что эта футболка могла оказаться на нем сегодня не просто так, Бахтадзе сразу отмел: в новом кабинете министров его не будет – ни в ранге главы Минобразования, ни в каком-либо другом. Теперь уже бывший премьер попросил не строить конспирологических теорий по поводу причин, побудивших его уйти с должности, правда, вдаваться в подробности не стал. Но на вопрос, было ли это решение продиктовано ему Бидзиной Иванишвили, дал уверенный отрицательный ответ. Как говорит Бахтадзе, он обсуждал свое решение с членами политсовета «Мечты», которое окончательно было одобрено накануне вечером.
В кабмине к уходу своего руководителя отнеслись спокойно. Глава Минэкономики и устойчивого развития Натия Турнава объяснила это так:
«Мы находимся в процессе осуществления быстрых и эффективных реформ. Общество каждый раз ставит перед нами новые задачи и требования. Соответственно, и это совершенно естественно, периодическое обновление команды служит именно преодолению новых вызовов и более эффективной политике».
Мнение оппозиции по большей части сводится к тому, что наличие, как и отсутствие Бахтадзе на посту премьера, ничего особо не изменит. «Человек, который не был премьером, а просто занимал его кабинет», «номинальная фигура», «бутафорский пост», «не ушел, а ушли» – так отреагировали на уход Бахтадзе представители меньшинства и выразили уверенность, что в отношении его преемника в будущем, скорее всего, можно будет сказать то же самое.
«Обесцененный лари, подорожавшая жизнь, еще более тяжелое положение, в котором оказалось население, увеличенные правительственные расходы, «гавриловская ночь» – это тот небольшой перечень того, чем запомнилось правительство Бахтадзе за последний год. Все эти разговоры о каких-то институциональных рамках, о развитии в будущем и прочие высокопарные фразы – они только в очередной раз доказывают, что это правительство просто совершенно оторвалось от реальности», – сказал Давид Бакрадзе из «Европейской Грузии».
По обыкновению непредсказуемой в своем комментарии оказалась президент Грузии Саломе Зурабишвили, находящаяся с визитом в Польше. «Я считаю, что президенты не должны делать заявлений о внутренней политике, находясь за границей», – сказала она.
Кого правительство выберет в качестве кандидатуры на освободившийся пост премьера – выяснится завтра.