Глава Службы национальной безопасности Вахтанг Гомелаури обещает быть образцовым министром внутренних дел. Программа реформ – внушительная. Но не станет ли будущее грузинской правоохранительной системы заложницей прошлого нового главы МВД?
От обеспечения безопасности страны к охране правопорядка – глава Службы национальной безопасности Грузии Вахтанг Гомелаури сегодня убеждал депутатов парламента в собственной профпригодности на посту министра внутренних дел в правительстве своего предшественника Георгия Гахария, ушедшего на повышение с приставкой «премьер». Впрочем, генерального сражения с откровенно недолюбливающей бывшего начальника охраны Бидзины Иванишвили традиционной оппозицией не последовало. Убежденные противники «Грузинской мечты» объединенное заседание комитетов попросту проигнорировали, назвав перестановки в правительстве фарсом, а премьерство Гахария – плевком в лицо общества.
Your browser doesn’t support HTML5
Но сам Гомелаури уверен: новая должность раскроет его таланты в новом ключе. Тем более что предыдущее место работы дало неоценимый опыт в деле обеспечения безопасности. Схема приведения системы охраны правопорядка в оптимальную форму, согласно Гомелаури, проста – надо увеличить количество правоохранителей. При этом важнейшим компонентом запланированной им реформы следственной системы является разделение следственной и прокурорской функций:
«Мы планируем системное обновление ведомства, которое включает в себя структурные реформы, существенные и законодательные изменения. При этом каждое изменение будет основываться на таких важных ценностях, как качество полицейской работы, права человека и эффективность. Для нас является приоритетным успешное проведение следственной реформы, что обеспечит повышение качества расследования. В первую очередь, параллельно разделению направлений в криминальной полиции, должна быть повышена квалификация следователей, и в системе должно произойти интенсивное привлечение молодых, мотивированных кадров и их профессиональная подготовка. Мы также планируем увеличить количество патрульных экипажей».
Но это еще не все. Несмотря на то, что патрульных будет больше, функцию правоохранителей вдобавок частично переложат на граждан:
«В целях улучшения администрирования правил дорожного движения мы планируем создать мобильное приложение, которое позволит любому гражданину фиксировать и сообщать патрульной полиции о фактах выявленных им нарушений правил дорожного движения».
Комментаторы тут же отметили, что анонсированное мобильное приложение – первый звоночек к созданию системы анонимных информаторов, столь близких сердцу каждого представителя спецслужб. По мнению экспертов, несмотря на то, что такого рода идеи действительно могут помочь в выявлении нарушителей, это также может стать для Грузии шагом в сторону создания полицейского государства. А также способом сведения счетов для недобросовестных граждан. Или со стороны самих полицейских, как это было с нашумевшим «делом рэперов», отмечает политолог Гия Хухашвили:
«Это правительство, в отличие от режима Миши Саакашвили, сначала что-то делает, потом делает шаг назад. В тот раз испугались или что-то другое послужило причиной, это другой вопрос. Но система устроена так, что это было не политическое решение, а сама полиция использовала свои возможности, чтобы кого-то наказать. И это очень тревожный сигнал. Я хочу обратиться к обществу. Не стоит считать это победой. Победа в одной битве не то же самое, что победа в войне. И война продолжается».
Нечто похожее Грузия, действительно, уже проходила – поставить на службу правоохранительным органам анонимных информаторов пытались и при прежних властях. Тогда для заведения дела полиции было достаточно получить информацию от двух анонимных источников. Впрочем, практика не прижилась – сейчас система анонимных информаторов действует лишь в сфере борьбы с коррупцией. Если гражданин обладает данными о функционировании незаконных схем в государственных учреждениях, он может заполнить форму на соответствующем сайте. Анонимность гарантируется. Впрочем, об имеющейся системе власти предпочитают особо не упоминать. Теперь гражданам предлагается более простая схема – следить за исполнением установленных правил. Пока – дорожного движения.
Впрочем, у противников «Грузинской мечты» есть и другие вопросы – насколько Вахтанг Гомелаури сумеет сделать систему более открытой, учитывая крайне «закрытый» характер ведомства, которое он все это время возглавлял. А также сумеет ли он взять на себя ответственность за расследование событий, которые сделали его предшественника и, очевидно, будущего шефа Георгия Гахария объектом жесткой критики как со стороны оппозиционно настроенного политического спектра, так и со стороны общественности. Гомелаури поспешил заверить: он уже готов разделить ответственность с Гахария. Но при условии, что на правильной стороне истории окажутся не только те, кто стоял на площади перед парламентом, но и полицейские, этот парламент охранявшие.
Что касается программы, представленной Гомелаури, о необходимости улучшения работы следователей власти заговорили после того, как начала расти статистика преступности. Впрочем, рост власти объяснили тем, что улучшилась сама статистика. С января по июль МВД зафиксировало около 39 тысяч преступлений, более трети из которых – кражи. Рост преступности составил 17,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а раскрываемость – 32,3%.
Парламент Грузии проведет процедуру выражения вотума доверия новому премьер-министру Георгию Гахария, его кабинету министров и правительственной программе в воскресенье.