Сегодня, 6 сентября, должны были возобновить движение через пункт пропуска «Раздахан» в Ленингорском районе, который закрыт с 4 сентября. На прошлой неделе слухи о постоянном отказе от свободы передвижения вызвали панику в поселке. Сегодня, вопреки обещаниям, пункт пропуска не открыли.
На прошлых выходных по Ленингорскому району распространились слухи, будто бы с 3 августа границу закроют навсегда. Якобы по селам ходили люди в военной форме и предупреждали, что те, кто не намерен оставаться в республике, должны успеть выехать до этого времени. Многие поверили, запаниковали. Их можно понять – здесь отчие дома, родные могилы, работа. Там все остальное, без чего жизнь теряет всякую привлекательность, в первую очередь – близкие люди.
По данным местных наблюдателей, приблизительно из тысячи жителей района, которые имеют право на пересечение границы, в Грузию выехало около четырехсот человек. Выезжали с мебелью и собранным в огороде урожаем. Власти все видели, но никто и пальцем не пошевелил, чтобы развеять сомнения или как-то объясниться с общественностью. Районная администрация просто отфутболивала граждан, которые пытались прояснить ситуацию.
Your browser doesn’t support HTML5
Это очень показательная история. С одной стороны, она характеризует абсолютно равнодушное отношение к людям, а с другой – демонстрирует самоощущение чиновников. Создается впечатление, что они ощущают себя вотчинниками, нежели слугами народа.
А Цхинвал, судя по последним событиям, такие отношения только поощряет, в противном случае главе района дали бы за такое по шапке, потому что информационно-разъяснительная работа – одна из важнейших функций органов власти. Причем она обязана заблаговременно информировать и разъяснять, а не ставить перед фактом.
Your browser doesn’t support HTML5
Первые официальные разъяснения появились лишь 3 сентября, уже после того, как район пережил панику и республику покинула почти половина из тех, кто имел право пересекать границу. 3 сентября информагентство «Рес» опубликовало официальное объявление КГБ следующего содержания: «…в связи с проведением торжественных мероприятий, приуроченных ко Дню знаний, с 20:00 4 сентября планируется временное прекращение работы установленных в республике мест пересечения госграницы с Грузией. Функционирование указанных пунктов пропуска возобновится в обычном режиме с 6 утра 6 сентября».
После этого все успокаиваются, оказывается, речь идет об обычной практике – на праздничные дни закрывать границу. Предупрежденные заранее школьные учителя едут из Церовани, прихватив с собой сменную одежду, еду или денег на пару дней.
Но уже после закрытия границы, 4 сентября, в поселке на стенах магазинов появляется следующее объявление на ламинированных листах формата А4:
«Внимание!!! Уважаемые жители Ленингорского района, решением президента Южной Осетии место пересечения границы прекращает свое существование с 5 сентября 2019 года. В целях избежание эксцессов напоминаю об административной и уголовной ответственности за незаконное нарушение государственной границы».
Под текстом на русском грузинский перевод. Перевод корявый, скорее всего, человек, не владеющий грузинским, воспользовался гугл-переводчиком. Под объявлением никаких печатей и подписей, но выше текста герб российской пограничной службы в черно-белом исполнении, распечатанный на обычном принтере.
О чем это объявление? Какие выводы напрашиваются?
Первое. Судя по тексту, «Раздахан» закрывается навсегда. Выражение «место пересечения границы прекращает свое существование» ничего другого означать не может.
Второе. Людей преднамеренно ввели в заблуждение, успокоили, обнадежили, что граница закрывается всего на двое суток. После этого из Церовани приехали учителя, врачи, и вдруг мышеловка захлопнулась. Если не будет какого-то особого распоряжения, то они остаются отрезанными от своих семей, без какой-либо возможности выехать из района, потому что по грузинскому паспорту и пропуску через «Нижний Зарамаг» не проедешь. В аналогичном положении оказываются и постоянно проживающие в районе люди – с югоосетинскими паспортами они через «Верхний Ларс» в Грузию не попадут.
Третье. Автор этого гениального плана – президент Анатолий Бибилов. Судя по тексту погранслужбы, он лично руководил этим предприятием с самого начала. Это отчасти снимает претензии к главе района, получается, он молчал не просто так, а по поручению президента.
Наконец, вывод четвертый. Правы были те, кто поверил слухам, а не официальным заявлениям властей. Власти врут, слухи – нет.
Мои источники со ссылкой на больших начальников говорят, что граница закрывается не навсегда, а до особого распоряжения президента. Причина таких мер – приграничный кризис на западе республики у селения Цнелис. Никаких других причин на горизонте не видно. Вопрос только в том, какой в этом смысл. С точки зрения безопасности это решение не объяснить. Эти события не связаны. И уж тем более инцидент у Цнелиса не оправдывает обман населения – людей не предупредили, а значит, их лишили права выбора.
Кроме того, непонятно, какое событие должно означать окончание кризиса. Грузины должны убрать пост? А если они его никогда не уберут, пункт пропуска никогда не откроется, и люди никогда не попадут в Грузию? Вне зависимости от мотивации президента, со стороны эта история выглядит крайне неприглядно.
Дело в том, что в условиях противостояния каждая из сторон пытается причинить противнику максимум неудобств, проблем. И закрытие «Раздахана» выглядит именно так – как причинение неудобств противнику. Даже если мотивы иные, то исполнено это мероприятие было именно так – неуклюже, бездарно. По мнению бывшего депутата югоосетинского парламента Роланда Келехсаева, эта еще одна история, которая причиняет репутационный ущерб республике. Как и в прочих неприглядных действиях, в ней не было никакой нужды, говорит он:
«В 2008 году мы взяли их под свою юрисдикцию, то есть под свою защиту. Мы стали гарантами их прав, в том числе и свободы передвижения, которую мы им обещали. Это была наша большая политическая и нравственная победа, которую оценил весь мир.
– То есть вы считаете, что «Раздахан» закрывать нельзя.
– Ни в коем случае, мы не можем ставить их в положение заложников ситуации у селения Цнелис или еще каких-то других враждебных действий со стороны Грузии».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия