Президентские выборы 2019 года оказались для меня самими непредсказуемыми за все 20 лет. Впервые за два десятилетия я ошиблась в своих прогнозах, так как и представить себе не могла, что мощное объединение всего антивластного ресурса – почти всех партий страны, общественных организаций политического толка и экс-президента Анкваба – не сможет обыграть действующего президента. Однако в жизни все еще случаются удивительные вещи, и люди демонстрируют свое негативное отношение к поступкам политиков, даже, казалось бы, в совершенно безвыходной ситуации.
Напомню, что после первого тура выборов, в котором участвовало девять кандидатов в президенты, наибольшее количество голосов набрал действующий президент Рауль Хаджимба. На втором месте оказался Алхас Квициниа, которому чуть-чуть (всего на триста голосов) уступил тандем, созданный экс-президентом Александром Анквабом (Аршба-Барциц). Но до первого тура предвыборная борьба велась в основном между Квициниа и Анквабом, которые, похоже, и в расчет не брали президента Рауля Хаджимба.
Однако выборы показали, что действующий президент, хоть и существенно подрастерял свой электорат за минувшую пятилетку, но не настолько, чтобы на шаг не опередить своих оппонентов.
Your browser doesn’t support HTML5
Но, поняв это после первого тура выборов, штабы Квициниа и Анкваба (Аршба) огласили грандиозный замысел об объединении оппозиции. В обмен на голоса своих избирателей Анкваб, скорее всего, потребовал от Квициниа кресло премьер-министра и право формирования кабинета министров, выход из оппозиционной команды лидеров партии «Единая Абхазия» Сергея Шамба и общественного движения «Асадгил» Беслана Эшба, а также депутата парламента Батала Табагуа. Все это было озвучено на его встречах с избирателями. История умалчивает, на чем сошлись политики, но после того, как стало понятно, что Квициниа договорился с Анквабом, сторонники Бжания, под именем, знаменем и с программой которого шел на выборы Квициниа, и другие сподвижники кандидата, находившиеся в ожидании значимых должностей, впали в такое изумление, что и не заметили, что на самом деле речь идет не о каких-то креслах-стульях, а о фактической смене существующей системы – с президентской на премьерскую, в которой главе государства отводилась роль свадебного генерала, а премьеру – функции президента. Вот на таком неблагоприятном фоне мы подошли ко второму туру выборов.
Конечно, на итоги выборов повлияли и так называемые дебаты на главном канале страны, на которых Квициниа продемонстрировал, что не имеет представления ни о ставках НДС, ни о внешнеторговом обороте и даже о своих нынешних правах кандидата в президенты. Но самое главное, на мой взгляд, что заставило часть протестного электората проголосовать за Рауля Хаджимба, – это публичный торг должностями, устроенный командой экс-президента Анкваба и кандидатом Квициниа. Такого аукциона страна еще не видела. Хотя избиратели и догадывались, что где-то он происходит, но, увидев, все равно ужаснулись.
Результат. Оппозиционным кандидатам, конечно, удалось механически сложить голоса избирателей двух штабов Квициниа и Анкваба (Аршба), полученные в первом туре, но прибавить к этому результату они смогли только одну тысячу голосов. А вот за действующего президента Рауля Хаджимба пошли голосовать даже его ярые оппоненты, да так, что во втором туре он набрал почти вдвое больше голосов, чем в первом, что и позволило ему одержать победу на выборах.
В понедельник утром Центральная избирательная комиссия огласила результаты выборов и сообщила, что президентом республики избран Рауль Хаджимба. Штаб Квициниа не согласен с этим решением и требует проведения новых выборов. «Никто просто так эти выборы не отдаст», – заявляет вдруг подтянувшийся к игре экс-министр внутренних дел Рауль Лолуа. И у меня возникает вопрос к бывшему милиционеру: а как отдадите? Нас опять ждет грандиозный аукцион, не имеющий отношения ни к стране, ни к стабильности, ни к борьбе с коррупцией, ни к благополучию народа?
Конечно, игнорировать мнение 46,19% избирателей, пришедших на выборы и отдавших свой голос за Алхаса Квициниа, глупо. Но, я думаю, что этих избирателей, как, впрочем, и тех, кто проголосовал за Рауля Хаджимба, и тех, кто проголосовал против всех или вообще не пришел на выборы, гораздо больше устроит «пакт» о совместных действиях власти и оппозиции, направленный на вывод страны из тяжелого социально-экономического положения, а не циничный торг должностями.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции