В Южной Осетии отмечают день установления дипломатических отношений с Российской Федерацией. По этому случаю российский посол в республике Марат Кулахметов и глава югоосетинского внешнеполитического ведомства Дмитрий Медоев дали развернутые комментарии журналистам.
История дипотношения между двумя государствами началась 9 сентября 2008 года после признания Россией независимости Южной Осетии. По словам главы югоосетинского МИДа Дмитрия Медоева, за прошедшие 11 лет было подписано более ста межправительственных соглашений, «и процесс этот продолжается»:
«Вот такое развитие (отношений) не может не радовать. Наша страна выступает за интеграцию с Российской Федерацией, за развитие отношений с субъектами Российской Федерации, и одновременно, естественно, мы развиваем свою внешнюю политику, мы ищем партнеров за рубежом, новых партнеров. Ведутся различные консультации, различные встречи на международных площадках. Это происходит и в двустороннем, и на многостороннем уровне. В этом процессе нам также оказывает большую помощь Министерство иностранных дел Российской Федерации, с которым также подписан ряд соглашений. И в этом смысле этот процесс рассматривается правительством Южной Осетии как весьма и весьма положительный и приоритетный».
Your browser doesn’t support HTML5
Посол РФ в Южной Осетии Марат Кулахметов в беседе с журналистами подчеркнул, что одиннадцать лет назад Россия «сделала осознанный шаг, как бы логическое продолжение действий России на югоосетинском направлении после событий в августе 2008 года... С тех пор отношения развиваются очень динамично»:
«Мы готовы к сотрудничеству с Южной Осетией по всем направлениям. Мы внимательно прислушиваемся к нашим коллегам, к тем проблемам, которые у них возникают, и готовы сотрудничать по этим вопросам. Касаясь работы Министерства иностранных дел России с Южной Осетией, я считаю, что мы содействуем развитию республики как современного демократического государства и содействуем в международном признании Южной Осетии. Работа это сложная, безусловно, она не может быть решена в одночасье, в один момент. Это длительный процесс. Можно привести такой пример – тот путь, который прошел Советский Союз с 1917 года в рамках формата именно международного признания. Но эта работа идет плодотворно. Приятны были события прошлого года, когда Сирийская арабская республика признала Южную Осетию, хорошее подспорье. Касаемо работы с республикой, я бы сказал, что серьезный импульс дало нам подписанное в 2015 году базовое соглашение о союзничестве и интеграции, которое вывело наши отношения на и качественно новую ступень... У нас взаимоотношения союзнические, а уровень интеграции – он очень, очень глубокий».
Югоосетинский политолог Роланд Келехсаев говорит, что главное, чего удалось достичь после установления дипломатических отношений с Россией, – это стабильность и жизнь в других условиях:
«Я более чем уверен, что эти связи будут укрепляться с каждым годом, потому что на данный момент и вообще для Южной Осетии Россия является единственным стратегическим партнером, который обеспечивает ее безопасность и оказывает неоценимую финансовую помощь. Думаю, что в дальнейшем будет то же самое, то есть Россия будет выступать как гарант мира и стабильности в Южной Осетии и Закавказском регионе. И будет способствовать дальнейшему признанию независимости Южной Осетии со стороны международного сообщества».
Установление дипломатических отношений с Россией, говорит лидер партии «Фыдыбаста» Вячеслав Гобозов, стало огромным внешнеполитическим прорывом для Южной Осетии. С другой стороны, по его словам, республика не до конца использовала тот потенциал, который появился после признания:
«Мне кажется, что если бы югоосетинские структуры, занимающиеся внешнеполитическими вопросами, были более инициативны, то за эти 11 лет можно было бы получить больше дивидендов благодаря России. Я уже несколько лет повторяю, что модель взаимоотношений между Российской Федерацией, как двух независимых государств, она до сих пор не сложилась. Примером тому является и этот институт кураторства, и еще какие-то структуры, которые то появляются, то исчезают. То есть за эти 11 лет до сих пор ведется поиск той модели. И, кстати, события снежной революции 2011 года – прямое следствие того, что нет внятной, четкой модели взаимоотношений, даже учитывая, что есть дипломатические отношения, заключено масса соглашений, то есть формально все правильно. Но эта модель должна учитывать ту особую роль, которую Россия играет в югоосетинских делах и в истории Южной Осетии. И за это, кстати говоря, во многом ответственна югоосетинская сторона, потому что Россия – огромная держава, у нее и без нас хватает вопросов и Южная Осетия не является для нее таким уж приоритетом во внешней политике. А вот для нас она – приоритет. И как раз мы должны себя очень инициативно вести во внешнеполитической сфере именно во взаимоотношениях с Россией. А до сих пор такое впечатление, что большинство инициатив вносит Россия, а с нашей стороны следует только одобрямс».
Глава МИД Южной Осетии Дмитрий Медоев также напомнил, что в этом году исполняется 270 лет первому посольству Осетии. Речь идет о временах правления императрицы Елизаветы Петровны (1751 г), когда осетинские сообщества отправили к ней своих представителей. С этого времени берут начало первые дипломатические контакты с соседним государством. По словам министра иностранных дел, все приуроченные к этой дате мероприятия будут отмечаться в Санкт-Петербурге в октябре этого года.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия