Жители Ленингора обеспокоены сообщением КГБ Южной Осетии о закрытии пункта пропуска «Раздахан» на неопределенный срок. Многие считают эти действия югоосетинских властей принуждением к эмиграции. Сегодня их пытался успокоить депутат югоосетинского парламента Заза Дрияев. Впрочем, жители настаивают на встрече с югоосетинским президентом Анатолием Бибиловым.
В понедельник пресс-служба КГБ республики сообщила: «В целях обеспечения безопасности населения РЮО временно приостанавливается функционирование мест пересечения югоосетино-грузинской государственной границы «Раздахан» и «Синагур». Пункт пропуска «Перев» будет работать в обычном режиме». Согласно информации ведомства, такой шаг «предпринят в связи с нагнетанием официальным Тбилиси напряженности на ряде участков границы Грузии с Южной Осетией и вытекающим отсюда осложнением оперативной обстановки в приграничной зоне. Работу пунктов пропуска планируется возобновить после нормализации обстановки».
Ленингорцев это сообщение не успокоило. Что значит «до нормализации обстановки» – когда грузины уберут пост или когда Грузия подпишет договор о неприменении силы? Понятно, что в процессе этой самой нормализации ее критерии могут меняться, тем более, если учесть переменчивость настроений местной бюрократии. Кроме того, если дело только в безопасности, почему оставили ближайший к эпицентру кризиса «Перев», а не «Раздахан», он ведь самый отдаленный от места обострения? А может цель акции – ленингорцы, а не обеспечение безопасности?
Your browser doesn’t support HTML5
Люди стали звонить знакомым, начальникам и наводить справки. Информация моих источников совпадает с той, которой владеют жители района, и сводится она к следующему. Решение о закрытии принимал лично президент, и только он может ее открыть. Когда это случится и случится ли вообще, никто не знает, потому что глава государства этот вопрос ни с кем не обсуждал. Видимо, отсюда размытость официальных формулировок.
Это плохая новость. В начале года при таких же обстоятельствах была закрыта граница по случаю пандемии гриппа в Грузии. В результате карантин продлился аж два с половиной месяца. Да и открыли границу с новыми правилами и новыми ограничениями, так что в прежнем объеме движение через «Раздахан» так и не было восстановлено, вплоть до закрытия пункта пропуска 4 сентября.
Как и тогда, власти повели себя бесчестно: границу закрыли внезапно, не предупредив население. 3 сентября сказали, что закрывают на сутки, а теперь оказывается, что на неопределенный срок.
В районе застряли студенты, приехавшие на каникулы, – у них в конце месяца начинается учеба. Дачники, которые приезжают в свои дома из Грузии на все лето или на время отпуска. Застряли местные врачи и учителя, которые каждое утро приезжали на работу из Церовани. Они хоть и заинтересованы в этой работе, но не такой ценой. Теперь люди напуганы и хотят вернуться к своим семьям.
Нетрудно представить, какая гуманитарная ситуация сложится в районе без учителей и врачей.
В понедельник жители поселка выстроились в очередь к главе администрации Виталию Мамитову. После аудиенции люди общались между собой, делились впечатлениями, строили прогнозы. По словам посетителей, одним Виталий Мамитов сказал, что дорога долго не откроется, другим – что она закрывается навсегда. При этом глава района сообщил посетителям, что, как во время карантина, будут формироваться списки тех, кто захочет уехать в Грузию в один конец, т.е. до наступления этой самой «нормализации». По словам главы района, у людей есть время подумать – полтора месяца, пока будет формироваться список, а до тех пор никто не сможет пересечь границу.
В понедельник ленингорцы связались со своим депутатом Зазой Дрияевым и потребовали разъяснений. Он пообещал приехать в Ленингор во вторник, сразу после заседания парламента. Сегодня Заза Дрияев сообщил, что едет в район вместе со спикером Аланом Тадтаевым. Но едва спикер доехал до Ленингора, по словам Дрияева, его вернули в Цхинвал на заседание Совбеза.
Встреча с депутатом состоялась в местном Доме культуры. Народу было много, но могло бы быть и больше, если бы районная администрация потрудилась уведомить о мероприятии хотя бы сотрудников бюджетной сферы. А так, собрались те, кого успели оповестить инициаторы встречи за пару часов до приезда депутата. Но все равно зал был почти полон.
К депутату обратилась беременная женщина. Она сообщила, что накануне закрытия границы был незаконно уволен единственный в Ленингорском районе гинеколог Марина Башарули. Министр здравоохранения разобрался и вернул ее на должность, но врача не пустили на рабочее место силой, местные милиционеры просто вышвырнули Башарули из клиники, и она уехала в Церовани. Теперь в районе нет ни одного женского доктора, зато немало беременных. Вопрос к депутату: куда бежать, когда начнутся роды? К Дрияеву обратилась и сотрудница районной больницы. Она сообщила депутату, что через границу не пропускают больных, нуждающихся в госпитализации. По ее словам, в районной больнице сейчас таких трое. Одна из них, 52-летняя Мария Кенкадзе, поступила из селения Кенкаани с инсультом, ее состояние крайне тяжелое. Оказать квалифицированную помощь ни в районе, ни в Цхинвале ей не смогут, если больную не вывезти в Грузию, она умрет.
Депутату напомнили, что в Ленингоре хватает людей, которые не имеют ни работы, ни югоосетинского гражданства. Они живут на грузинскую пенсию, которую ежемесячно получают в Церовани. Когда в начале года дорогу закрыли на карантин, люди в течение двух с половиной месяцев покупали еду в долг. Как теперь будет, если дорогу, например, закроют на год или два? Республиканские власти им помогут?
На все вопросы Заза Дрияев отвечал приблизительно одно и то же: «Закрытие дороги – это решение Совета безопасности в связи с событиями у селения Цнелис. Я пригласил на встречу члена Совбеза, спикера парламента Алана Тадтаева, в надежде, что он, как более информированное лицо, ответит на ваши вопросы, но, увы, по дороге его срочно вызвали в Цхинвал».
Собравшихся такие объяснения не устроили. Люди считают себя обманутыми. Если все так страшно, спрашивают они, то почему районное начальство поголовно уходит в отпуск, включая главу ленингорского КГБ?
Местные жители начали сбор подписей под обращением к президенту (его написала там же одна из участниц встречи), чтобы Анатолий Бибилов приехал к ним в район и во всем разобрался, все им объяснил.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия