В Ахалгорском районе, гордо именуемом любителями истинной духовности и великого православия «Ленингором», в очередной раз закрыли границы. Причем в обе стороны. Что совсем не имеет никакого рационального объяснения. К примеру, в СССР граница была закрыта по принципу: «всех впускать – никого не выпускать». То есть если кому-то хватит дурости приехать к нам, – добро пожаловать, а вот если какие-то несознательные элементы решили уехать, – то фиг вам.
Есть в мире некоторое количество примеров стран, которые ограничивают въезд: вроде как вы еще должны доказать свое право на то, чтобы приехать в священную державу.
Южная Осетия – редчайший пример в мировой истории, когда практикуются оба варианта: никого не впускать и никого не выпускать. Для чего это делается, – нормальным человеческим умом не понять.
Самое очевидно объяснение – это выдавливать из Ахалгори, пардон, Ленингора, нежелательное грузинское население, которое досталось цхинвальской власти в нагрузку вместе с районом в августе 2008 года. Это было бы понятно, но нет – судя по всему, задача избавиться от грузин не стоит, иначе их бы выпускали и не впускали. Типа, «валите отсюда, чтобы вас больше не видели». Но нет. Их не впускают и не выпускают, вот и сидят бедняжки безвылазно, маринуются в Ахалгори, который даже в лучшие времена был редкостной дырой, а сейчас – тем более.
Your browser doesn’t support HTML5
Все ищут каких-то разумных, логичных объяснений, и наиболее логичное из них: границу закрыли в ответ на то, что Грузия выставила где-то какой-то там пост. Это вполне возможно и очень хорошо укладывается в рамки российской политической системы, которая на все вызовы реагирует одинаково: запереть, не пущать, запретить, ограничить.
Про то, что «они таким образом наказывают не Грузию, а своих граждан, – расскажите моей покойной бабушке – никакими «своими гражданами» в Абхазии гальских, а в Цхинвали ахалгорских грузин не считают. Относятся к ним как к людям второго сорта и как оккупанты к населению оккупированных районов. Хотя, конечно, найдутся фантазеры, которые будут считать поляков в 1940-1945 годах «полноправными гражданами рейха»...
В общем, причина – цхинвальские власти глубоко оскорбились тем, что раз в семь лет грузинская сторона решила снять подгузники и поставить где-то блокпост. Это похоже на правду, но только частично.
Дело в том, что практика закрытия границ между Ахалгори и остальной Грузией носит постоянный характер, и иногда это делается не на день или два, а на несколько месяцев, под вымышленными предлогами. А это не имеет никакого отношения к новому блокпосту.
У меня есть свое объяснение этому – ни почему. Нет никаких разумных причин – не тратьте энергию и серые клеточки на их поиски.
Ахалгорских грузин терзают просто потому, что могут себе позволить. Просто потому, что, говоря на принятой в кремлевской среде фене, «ловят кайф» от этого. Ахалгорские грузины – это как мальчики для битья, идеальная боксерская груша: пинай ее, как хочешь, все равно не ответит.
Вот и изощряются осетинские чиновники и так, и эдак. Придумывают для них новые ограничения: границу то откроют, то закроют; придумали какие-то пропуска, которые можно взять только раз в неделю, и то, выстояв в гигантской очереди, при том что рабочий день – два часа.. Не попал в заветный список из трех человек – что ж, попытай счастья через неделю.
Вся власть в Ахалгори – это организованная система массового издевательства над местным населением, почти легально низведенным до состояния, близкого к рабству. Никакого практического смысла, кроме как поиздеваться, похихикать над поставленными в безвыходное положение ахалгорскими грузинами, – нет. И не ищите, все равно не найдете.
Резона в этом – не больше, чем в щелчке по лбу младшеклассника, которого почему-то особо не любишь. Нет, конечно, можно и этому придать высокий смысл и изображать щелчок по лбу как некую форму протеста против засилья крупной буржуазии в стране, или как стремление научить жизни юнца… Фантазия границ не знает, а язык, как известно, без костей.
К этому также добавляется органическое свойство российской системы управления, которая жить не может без ограничений, указаний, пропусков, регламентов, всех этих предупреждений типа «К двери не прислоняться!», «Не залезай - убьет», «На пляже: далеко не заплывать» и т.д.
Везде, где действует российская система управления, – одна и та же картина: запреты, шлагбаумы, карантины, менты и пограничники с суровыми лицами, «предъявите пропуск», «на газоне собак выгуливать запрещено», «у вас есть разрешение на съемку?»
Это свойство глубоко укоренилось в душе российской, а еще раньше – советской системы управления. В 50-е годы американцы по телевидению рассказывали всему миру (в пределах разумного, конечно) детали устройства ракеты, которая вскоре полетела на Луну. А в СССР тем временем многие десятилетия население вообще не знало, кто такой Сергей Королев.
Можно, конечно, говорить о том, что секретность вызвана какими-то там соображениями безопасности, но то, что целая страна просто не знала имени главного ученого страны, – согласитесь, это еще менее объяснимо, чем совершенно иррациональное стремление цхинвальских властей мариновать несчастных ахалгорцев – без всяких причин, просто в силу природной вредности.
Не думаю, что за нынешней акцией полной и безоговорочной изоляции населения оккупированного района стоит Россия: не царское это дело – принимать решения по таким мелким вопросам. Москве, скорее всего, до этого нет никакого дела, и судьбы ахалгорцев сейчас полностью в руках осетинских чиновников.
Другое дело, что они действуют в рамках логики российской системы управления, которая их вырастила и сделала людьми. При этом нет никаких сомнений в том, что запрет касается только местных простолюдинов – крупные чины и их родственники как ездили в Тбилиси лечиться и покупать машины, так и ездят. Как возили товары из Гори в Цхинвали, так и продолжают возить. Как говорится, «Эта нога – у кого надо нога»...
Исходя из отсутствия логики и здравого смысла, невозможно спрогнозировать, когда граница откроется. Это может произойти через пять минут, а может не случиться вовсе. И зависит это не от высоколобой политики и стратегии, а от того, какое будет настроение по этому поводу в высоких коридорах цхинвальской власти. Будет «хош» – откроют, нет – так и придется ахалгорцам ржаветь в своей дыре…
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции