Генеральная прокуратура Грузии начала расследование по факту возможного злоупотребления в процессе президентского помилования. Между тем в самой интриге с помилованиями появляются новые подробности и неожиданная статистика.
В заявлении Генеральной прокуратуры подчеркивается: расследование будет касаться тех освобожденных лиц, которые отбывали наказание по статье «убийство».
«(…) начато расследование по факту возможного злоупотребления служебными полномочиями в процессе помилования осужденных: Рамаза Девадзе, Аслана Бежанидзе, Зураба Надирадзе, в соответствии с первой частью статьи 332 УК Грузии. Мы будем информировать общественность о ходе и результатах расследования».
На заявление прокуратуры последовала реакция из президентской администрации:
«(…) изучение прокуратурой фактов является единственно верным путем на фоне распространения тяжелых клеветнических заявлений. Приветствуем решение Генеральной прокуратуры в связи с началом расследования по фактам помилования осужденных президентом», – говорится в заявлении.
Your browser doesn’t support HTML5
На допрос также вызвана представитель «Европейской Грузии» Ирма Надирашвили, которая обратилась с заявлением в прокуратуру с требованием расследования по фактам помилования. По ее словам, эти дела вел парламентский секретарь главы государства Дмитрий Габуния, который направлял список счастливчиков на подпись Саломе Зурабишвили.
Это подтвердил и Тамаз Коиава, отец убитого в 1994 году Иосифа Коиава. Осужденный за убийство Зураб Надирадзе до 2017 года скрывался в Венгрии, затем в Чехии и был экстрадирован в Грузию через 23 года после убийства. Человек, которому оставалось сидеть в тюрьме еще 11 лет, был помилован президентом, негодовал Тамаз Коиава:
«Со мной связался мой пражский адвокат, который предостерег, что какой-то юрист в Чехии активно занимается этим делом, пытается все разузнать, и назвал имя Дмитрия Габуния».
С возражением выступила адвокат Теона Коридзе, представляющая интересы освобожденного Рамаза Девадзе, который отбывал наказание за убийство полицейского. Она подтвердила, что до помилования напрямую общалась с президентом, без посредников.
«У нас не было связи с Дмитрием Габуния. Когда мы обратились с просьбой к Саломе Зурабишвили, то получили ее согласие, и считаем, что это справедливо. Мы подробно рассказали президенту обо всех деталях дела, включая видеозапись с места инцидента. Мы общались только с президентом, и она знала, что именно подписывает. Это было непредумышленное убийство, по неосторожности», – заявила адвокат.
Глава Минюста Тея Цулукиани попыталась снизить градус полемики, заверив, что в ходе следствия будут допрошены все без исключения фигуранты:
«Все, включая президента, будут обязаны ответить на вопросы следствия. В то же время хочу выразить абсолютную поддержку трем пострадавшим семьям и заверить, что если бы мы находились в курсе намерений президента, мы бы не согласились с такой постановкой вопроса – во всяком случае, с осужденными по статье «убийство». Что касается предполагаемых фактов коррупции в этом деле, то это выяснит следствие. Вопросы, естественно, возникают».
В интервью телекомпании «ТВ Пирвели» осужденный Михаил Тодуа, он же «Ди Джей Михаило», отбывавший срок за незаконный оборот наркотических средств, поделился своими соображениями по поводу избирательной практики президентского помилования:
«Я отбываю наказание за хранение клубного наркотика, из девяти лет отсидел семь. Я скажу, кого должен был помиловать и кого не должен был освобождать президент. В исправительном заведении много людей, отбывающих срок за незначительные преступления, с образцовым поведением, но при этом не имеющих связей на воле, чтобы кто-то донес до президента их проблему. Вот и все».
В целом, согласно информации «Центра изучения и мониторинга прав человека» (EMC), с нового года на имя президента было подано 4468 прошений о помиловании, из которых были удовлетворены 91, в том числе: 60 – за воровство, грабежи и разбой, восемь – за наркотические преступления, по четыре – за взятки, за преступления в финансовой сфере и ДТП с тяжелым исходом, три – за убийство и т.д. Как подчеркивается в заявлении, неправительственная организация полностью разделяет возмущение общественности по поводу роспуска комиссии по помилованиям, что в условиях отсутствия необходимых процедур повлекло за собой резонансные решения.