С самого начала было ясно, что после того, как в минувшую пятницу 20 сентября Верховный суд Абхазии завершил рассмотрение административного иска бывшего кандидата в президенты Алхаса Квициниа, требующего признать выборы несостоявшимися, и отказал в его удовлетворении, судебная тяжба этим не закончится. Что сторона истца будет обжаловать решение в кассационном порядке в том же ВС, после чего остается еще одна, последняя инстанция в вынесении окончательного решения – президиум Верховного суда. (Понятно всем: чтобы не потерять лицо перед своими сторонниками, лидеры оппозиции должны оспаривать решение ЦИКа до конца.)
Тем временем в интернет-сообществе продолжается бурное обсуждение вынесенного отказа в иске. И, как обычно, многие комментаторы, в том числе и явно, судя по их высказываниям, не следившие за предысторией иска и его содержанием, что называется, «рвут на груди тельняшку», исходя просто из того убеждения, что «законное решение» – это то, которое их устраивает в связи с собственными политическими предпочтениями. Хотя, как я не раз уже подчеркивал в СМИ, парадоксальность ситуации в том, что невнятность пресловутой статьи 19 закона о выборах президента РА плюс пусть даже не имеющее юридической силы согласованное с обоими кандидатами во втором туре за несколько дней до него решение ЦИКа трактовать статью таким образом, который в итоге оказался на руку набравшему простое большинство Раулю Хаджимба, так все запутали, что ни одно из двух возможных решений суда нельзя было бы назвать незаконным.
Your browser doesn’t support HTML5
Сегодня, кстати, объявлено, что инаугурация Рауля Хаджимба назначена на среду 9 октября.
Конечно, никто из тех, кто совместными усилиями в разное время рыл эту правовую яму, в которую 8 сентября угодило наше общество, не хотел, чтобы так вышло. И те парламентарии, которые когда-то наспех «сварганили» текст статьи 19, и все те РАЗНЫЕ политики, что, надеясь закончить выборы 8.9.2019 в свою пользу и, соглашаясь на толкование статьи от 5.9.2019, рассчитывали на «авось» – что число голосов, поданных «против всех», не превысит разницы в голосах, поданных за кандидатов… Ну, и, конечно, те, кто участвовал в этом своим бездействием. Очень резко, даже грубо высказался о последних один интернет-комментатор: «Мозги всем вынесли наши… парламентарии, не сформулировав грамотно закон, а потом свалившие в отпуск во время президентских выборов. А теперь хлопают наивно глазами и невинность включают. И еще предлагают некоторые парламентскую республику, тогда вообще все «караул» кричать будем от их деятельности». Впрочем, тут надо уточнить (к сожалению, и некоторые журналисты путают): «не сформулировал» грамотно закон один созыв народных избранников, а в отпуск 2 сентября уходил, рассредоточившись, как говорят, по избирательным штабам, другой.
Параллельно этому развернулось обсуждение деталей состоявшейся после второго тура выборов 8 сентября личной встречи Рауля Хаджимба и Алхаса Квициниа. Одни в обществе, подобно древнеримскому плебсу, который требовал «хлеба и зрелищ», воспринимали публичный обмен репликами обоих финалистов президентской гонки как должное и с нескрываемым любопытством, другие испытывали чувство неловкости за происходившее в стиле, как написал один интернет-форумчанин, «сказала-мазала». Другой завсегдатай форума сформулировал свое неодобрение так: «Тайны мадридского двора должны оставаться тайнами. Зачем выкладывать в информационную сеть предмет личных переговоров? Мне кажется, что это не комильфо. Это относится к обоим».
И опять же трудно обвинить кого-то из участников этого публичного выяснения отношений в том, что именно он сознательно создал эту непонравившуюся многим ситуацию. Могу предположить, что, когда во вторник 17 сентября Рауль Хаджимба вышел к своим сторонникам, стоявшим у комплекса правительственных зданий, и в ходе общения с ними упомянул: «Я уже встречался с Алхасом Квициниа и, честно признаться, до сих пор не понял, чего он хочет», президент хотел сказать, что он не скрывает от них контактов с оппонентом (подобную информацию в нашем обществе трудно утаить). Но ведь по всем законам психологии он вынудил Квициниа отвечать (иначе получалось бы, что тот что-то скрывает), и отвечать более развернуто, что тот и сделал на следующий день, В свою очередь, Рауль Хаджимба, выйдя в четверг 19 сентября к своим сторонникам, подтвердил, что предлагал Алхасу Квициниа пост вице-премьера, дабы «объединить наше общество», но тот отказался, предложив вместо этого, чтобы премьер-министром стал Аслан Бжания. И получил на это отказ. А встреча, по словам президента, состоялась по инициативе представителей фамилии Квициниа. Примерно то же на данную тему было изложено в комментарии пресс-службы президента РА, сделанном в тот же день.
Я уже рассказывал о начале этого обмена эпистолами и публичными высказываниями на «Эхе Кавказа» 19 сентября в публикации «Абхазия: время меморандумов и заявлений».
Но на этом дело не закончилось. В пятницу 20 сентября в интервью медиа-клубу «Апсны.иахьа» Алхас Квициниа сказал, что у него нет обыкновения делать достоянием общественности конфиденциальные разговоры между двумя людьми, но вынужден пролить свет на некоторые моменты их встречи с Раулем Хаджимба после заявлений последнего, которые тот сделал 19 сентября. По его словам, сама встреча состоялась не по просьбе представителей фамилии Квициниа, а по инициативе Хаджимба, который до этого встречался с представителями этой фамилии. О просьбе Рауля Хаджимба встретиться с ним ему сообщил министр по чрезвычайным ситуациям республики Лев Квициниа. «Я сказал, что в кабинет к Раулю Хаджимба я ходить не буду. В другом месте, пожалуйста, готов встретиться. Через минут 15 Лев Квициниа перезванивает и говорит, что он выехал на дачу и ждет тебя там. Мы вместе с Львом Квициниа поднялись на госдачу, где и проходила наша беседа», – проинформировал Алхас Квициниа. Председатель партии «Амцахара» подтвердил, что Рауль Хаджимба предлагал ему пост вице-премьера. «Я там же отказался от этого, потому что речь идет не о моем трудоустройстве. Я думал, на встрече речь пойдет о выходе из политического кризиса. Я сразу дал свой категорический ответ». Алхас Квициниа также раскрыл и другие детали беседы. «Если говорить о деталях встречи, тогда почему бы не раскрыть и другие моменты из нашей беседы? Он говорит: допустим, новые выборы, тогда я же с тобой все уже, появятся другие кандидаты». Называет фамилии и имена других кандидатов, двоих, что они пролезут. Я сказал, что не знаю их позиции в этом плане».
Вечером в пятницу примерно то же прозвучало в интервью Алхаса Квициниа оппозиционному журналисту Отару Лакрба, показанному по Абхазскому телевидению. Вот фрагмент из него:
«Есть много путей. Например, я сказал, что два часа назад прочел статью (журналиста) Инала Хашига, где он предлагает оппозиционеру Бжания, который разрабатывал реформы, быть премьером в новом правительстве и заниматься реформами в стране. Я говорю: «Вот этот вариант тоже можно использовать». Но я не настаивал на этом, как он объяснял народу. Я предложил: «Если мы оба думаем о народе, есть различные пути». И привел пример того, что я прочитал. Я даже спросил у него: «Вы читали это?» Он сказал мне: «Нет». Я сказал: «Прочтите, посмотрите». Он спросил: «Когда приедет Аслан Бжания?» На что я ответил: «Я не знаю, но состояние его здоровья идет на поправку».
Между тем депутат абхазского парламента Аслан Бжания, который до своего загадочного заболевания в апреле рассматривался оппозицией как ее кандидат в президенты и находится до сих пор на лечении в Германии, сделал аудиообращение к соотечественникам. В нем, в частности, отмечается:
«Выборы – это фундамент нашего государства. Законодатель предусмотрел во втором туре выборов меры, направленные на то, чтобы к власти пришел кандидат с максимально высоким уровнем легитимности. Согласно закону, победитель должен иметь больше 50% голосов «за», чем «против» общего числа избирателей, принявших участие в голосовании. Ни один из кандидатов не набрал необходимый результат, следовательно, никто на сегодняшний день не может именовать себя избранным президентом, кроме самозванцев. Налицо попытка незаконного удержания власти бывшим главой государства Хаджимба. Я для себя исключаю сотрудничество на любой должности с незаконным, нелегитимным президентом. С 8 сентября 2019 года Хаджимба не имеет права называть себя президентом. Страной не может руководить неизбранный президент, это путь беззакония. Он может привести к краху нашей государственности, обошедшейся так дорого нашему народу».
Пресс-служба партии «Форум народного единства Абхазии» не замедлила 20 сентября откликнуться в своем заявлении:
«К сожалению, депутат Народного Собрания – Парламента РА, человек, претендовавший на роль главы государства, не в первый раз демонстрирует незнание законов. Ссылаясь якобы на закон, он своевольно интерпретирует положение ст. 19 ч. 2 «Закона о выборах Президента» и говорит, что победитель должен получить во втором туре больше 50% голосов «за», чем «против» от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании. Следует заметить, что нет такого положения в нормах данной статьи, хотя понятно, что такое толкование его устраивает больше. Возможно, это пока еще трудно понять студенту второго курса юридического факультета. Что же касается его утверждения о том, что никто себя на сегодня не может называть президентом, то хочется напомнить, что полномочия главы государства в соответствии с абхазским законодательством заканчиваются 25 сентября, если бы даже он не был вновь избран. Это противоречит произвольной интерпретации Бжания А.Г. о том, что с 8 сентября 2019 года Хаджимба не имеет права называть себя президентом. И это еще раз демонстрирует полное незнание наших законов. Также констатируем, что господин Бжания А.Г. не имеет морального права обращаться ко всем соотечественникам, так как, назвав Хаджимба самозванцем, он лишил значительную часть нашего общества их законного права на осознанный, самостоятельный выбор. В части того, что А. Бжания отказывается от сотрудничества на любой должности с нынешней властью, хотели бы заметить, что его, насколько нам известно, еще никто никуда не приглашал».
Но это, разумеется, ничуть не поколебало позиции Аслана Бжания, интервью с которым опубликовала вчера, 22 сентября, в «Московском комсомольце» Марина Перевозкина. В частности, он заявил, что «25 сентября истекают полномочия действующего президента. С этого дня, если он не пойдет на повторные выборы, он будет считаться человеком, который незаконно удерживает власть в Абхазии. Мы будем соответствующим образом на это реагировать».
На вопрос: «Вы по-прежнему думаете, что на вас было совершено покушение?» – Бжания ответил: «Я уверен в этом. Я специалист в этих вопросах. Я был председателем Службы госбезопасности. И при мне было раскрыто несколько покушений на президента Анкваб, на вице-президента, на премьер-министра. Поэтому я знаю, что говорю. «Это было связано с выборами или у заказчиков могли быть иные мотивы?» – «У меня никаких врагов нет. Я 10 лет не занимаюсь коммерцией. У меня нет никаких долгов, и мне никто ничего не должен».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия