Буксир «Дельфин» – сухумский долгожитель

В абхазской акватории уже более 60 лет работает портовой буксир «Дельфин». Этот кораблик-долгожитель – воплощение прошлого, многие помнят его с раннего детства. С ним связаны воспоминания о том времени, когда жизнь в сухумском порту била ключом.

У одного из сухумских причалов со звучным названием «Апра» («Парус») на днях пришвартовалось маленькое и вроде непримечательное суденышко под названием «Дельфин». Но его появление вызвало заметное оживление среди завсегдатаев столичной набережной.

Евклид Ламбриониди рассказал, чем примечателен «Дельфин» и какие воспоминания пробудило в нем появление судна в порту:

«Я думал, что он уже давно развалился и следов от него не осталось. Он примечателен тем, что сохранился, и вот сейчас я его обнаружил. Я помню его с 1980-х годов. Меня тогда еще поразило, что есть имя собственное у такого маленького суденышка. Вспомнил те годы, когда к нам в порт заходили по два-три больших парохода за день, жизнь бурлила… Насколько я помню, когда подходил большой пароход и нужно было его как-то развернуть, поскольку он самостоятельно маневрировать не всегда мог, все-таки огромные суда подходили, нужно было подтолкнуть к причалу и помочь пришвартоваться. «Дельфин» это делал аккуратненько, как толкач».

Капитан буксира Сироп Зодикян работает на судне последние три года

Многие помнят, как крохотный и мобильный буксир сновал между огромными кораблями.

Your browser doesn’t support HTML5

Буксир «Дельфин» – сухумский долгожитель

Сегодня утром он пришвартовался у причала. Ловивший здесь рыбу рыбак – Алик – оказался бывшим членом команды «Дельфина». Он тоже с удовольствием вспомнил о далеких временах:

«Ну, буксировкой занимался, толкал, возил портовиков в мастерские...

– А когда вы в первый раз его увидели?

– Я – в 1976 году.

– Вы работали на нем?

– Да.

– Расскажите...

– Да что рассказывать? Вот, девочек возили, катали, весело было... И работа была, и все было! Большие пароходы когда подходили – «Россия», «Адмирал Нахимов», мы их приталкивали к причалу, швартовали... У него два двигателя по 150 лошадиных сил, всего 300, два винта... Работали по сменам: неделю работаешь, неделю отдыхаешь. Рыбу ловили, купались, все было.

– А кто у вас капитаном был?

– Гавриш Боря, умер бедный, царство ему небесное... Судов много было здесь и прогулочных, и рейсовых, которые ходили по маршруту «город-пляж».

Пока мы вспоминали былое, на «Дельфине» капитан и механик были заняты своими делами. Капитан буксира – Сероб Хачикович Зодикян работает на судне последние три года. Он родился и вырос в Абхазии, окончил Мурманское высшее инженерно-морское училище, 11 лет проработал в Мурманске, а в 1982 году вернулся в Абхазию и с тех пор работает на разных судах. Он любезно согласился рассказать о работе буксира. Заглянул в судовой журнал и сообщил, что судно было построено на судостроительном заводе в Архангельске в 1957 году. Длина его – 13,9 метров, ширина – 3,7 м, высота борта – 2,3 м, вместимость – 35 тонн. В сухумский порт его буксировали уже под именем «Дельфин». Команда состоит из четырех человек.

Буксиру «Дельфин» исполнилось 62 года, возраст весьма солидный, поэтому я попросила рассказать о его техническом состоянии, и Сероб Зодикян дал такую характеристику:

«Две вололинии через корпус уходят к гребному винту, там уплотнение снашивается и вода поступает, мы ее постоянно откачиваем. От вибрации он ржавеет, трещины появляются, его надо поднимать и ремонтировать.

– Часто стоите на ремонте?

– Нет, не часто.

– Как, по-вашему, в каком состоянии ваш старичок?

– Нормально он работает. Свои функции выполняет.

– Он еще долго прослужит?

– Да лет двадцать может прослужить, если за ним смотреть. При Союзе было ежегодное докование – подъем на сушу, чистка корпуса и ремонт. А сейчас поднимают только тогда, когда плохо становится. Вот уже четыре года не поднимали. Хотя бы в два года раз надо поднять и почистить корпус».

Всю войну «Дельфин» простоял в мюссерской бухте: для использования в военных целях он был непригоден

Сухумский порт готовится к приему круизного лайнера «Князь Владимир», который будет привозить туристов в Абхазию. Наш маленький буксир трудится, чтобы приблизить момент его захода в сухумскую бухту, и Сироп Зодикян рассказал об этом:

«Судно углубляет дно на шестом причале, чтобы могли подходить к нему большие теплоходы с туристами типа «Князь Владимир». Мы обеспечиваем их швартовку к причалу. У них осадка большая, шесть с лишним метров, чтобы они могли работать в сухумском порту, мы занимаемся дноуглубительными работами. До восьми метров надо отчерпать, чтобы они могли подойти. Вот для этого вызвали специальное судно – ТХ (теплоход) «Рица». Он занимается углубительными работами, а мы его обслуживаем: помогаем установить на место, во время шторма – отойти и подойти к месту черпания».

Всю войну портовой буксир «Дельфин» простоял в мюссерской бухте. Для использования в военных целях он был непригоден.

Завершив беседу, капитан «Дельфина» запустил мотор, отдал швартовы, и старый маленький буксир заспешил на помощь большому кораблю.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия