Сегодня исполнилось семь лет со дня прихода к власти коалиции «Грузинская мечта». Оппозиция и власти сегодня оценили итоги ее деятельности – разумеется, по-разному.
Седьмая годовщина мирной передачи власти сегодня стала поводом для бурной дискуссии в ходе осенней сессии парламента. Ее открыл один из видных членов правящей партии Нукри Кантария, который поздравил коллег с «эпохальным событием»:
«В этот день, 1 октября 2012 года, под руководством Бидзины Иванишвили народ и граждане Грузии осуществили смену режима мирным путем. Правда, мы не до конца избавились от бацилл того периода, но произошло массовое освобождение граждан от диктата – любой может после критических замечаний в адрес властей, не опасаясь, спокойно направиться домой».
Your browser doesn’t support HTML5
В ответ член политсовета «Европейской Грузии» Зураб Чиаберашвили привел свою аргументацию:
«Мы выслушали сейчас историю свободного гражданина, который мирно возвращается домой и открывает пустой холодильник. Ваша политика привела к невиданному уровню бедности сотен тысяч граждан, им нечего положить в холодильник, если он вообще есть. Ваша цель – нарисовать реальность в цветах вашей «Мечты», но картина вырисовывается противоположная – лари опустился до уровня 3:1 в отношении к доллару. Советую по примеру некоторых центральноазиатских стран запретить вывешивать курс на пунктах обмена валют».
Бывший представитель правящей команды Эка Беселия принесла извинения тем людям, которые поверили и остались разочарованными итогами семилетнего правления «Грузинской мечты»:
«Каков итог семи лет правления? В поисках справедливости находятся больше граждан, чем до 1 октября 2012 года. Больше людей находятся на грани выживания. Та позитивная динамика, которая у нас была в первые годы, утеряна, и мы нанесли огромное оскорбление людям, которые выстрадали победу 1 октября. А теперь люди, которые растоптали человеческое достоинство наших сограждан, вновь находятся в почете и обласканы властью. Я хочу извиниться перед народом от имени тех людей, кто пришел к власти под лозунгом восстановления справедливости и отвернулся от этих идеалов ради личного комфорта или других обстоятельств».
Политолог Гия Хухашвили, стоявший у истоков «Грузинской мечты», считает, что по прошествии семи лет в сухом остатке мы получили полную эрозию институтов власти. За этот период, по его мнению, не произошло ни одного запоминающегося события, которое бы можно было занести в актив правящей партии:
«Институциональный порядок разрушен, и властью управляют из одного теневого центра – главный негативный момент нынешнего правления, которое привело к размыванию государственности и к деградации всех институтов власти. На этом фоне наблюдается снижение качества демократии, и мы наблюдаем реанимацию лиц, которые прислуживали авторитарному режиму прошлой власти. В свое время, требуя демонтажа персонального авторитаризма Саакашвили, мы боролись с порочной системой его правления, но в итоге получили худший теневой авторитаризм, при котором никто не несет персональной ответственности за невыполнение взятых обязательств. Поэтапно новая власть переняла все порочные стороны прежнего режима, и процесс утверждения бессрочных судей стал водоразделом, приведшим к расколу в рядах самой «Мечты».
Как подчеркнул Гия Хухашвили, об эрозии институтов власти также свидетельствует тот факт, что, несмотря на беспрерывную чехарду членов кабмина, никто не понес ответственности за результаты экономической стагнации.